Прийти раньше главного православного праздника нам довелось, чтобы побеседовать со священнослужителем о предстоящем крещении ребенка. Так положено. На эти беседы родителей и крестных приглашают в определенный день, чтобы узнать, для чего, собственно, нам, грешникам, это надо, подготовить к таинству, а заодно напомнить, как важно жить по заповедям. По совету знающих я шла в храм не с пустыми руками. Там, мол, есть специальные корзины, куда можно положить что-то съестное для нуждающихся. Печенье, молоко, крупа, чай…
Так вот, опаздываю на беседу, бегу, в одной руке пакет с мусором, в другой — мое «доброе дело». Возле помойки копошится бомж. Я их там встречаю нечасто, но, наверное, как и многие, несколько тушуюсь: как же вытряхнуть мусор в бак, когда кто-то туда заглядывает? Спешка меня спасла. Закинула быстро мусорный пакет и шмыгнула в машину. Как же те полтора часа, что батюшка читал нам мораль в храме, этот пакет с молоком, печеньем, чаем, хлебом жег ладонь! Зачем я приперлась с ним сюда? Чтобы чинно поставить на специальный столик?! В общем, этот бомж долго не выходил у меня из головы.
И странно, ведь батюшка о свершении добрых дел и помощи ближнему говорил не так уж много. Ну, то есть не он меня прошиб. Я не первый раз на такой подготовке к таинству крещения бываю, и, как правило, священнослужители больше акцентируют внимание на другом. На посещении церкви, ежедневных молитвах, на том, что в Великий пост лучше есть кальмаров, чем колбасу (все ж не мясо, а почти рыба), на том, что однажды всех нас будут судить за грехи.
Еще батюшка как-то раз говорил, что не стоит давать нищим деньги. Таким подаянием мы только гробим их, еще больше пристращаем к бутылке. Согласна. А ведь у нас многие действительно не знают, как относиться к этим людям. Пригреть? Накормить? Дать денег? Пройти мимо, зажав нос? Мы запутались, что будет хорошо, а что — плохо.
Вот недавно в новостях был сюжет о том, как совершенно вменяемый мужчина поджег бездомного, который повадился спать в его подъезде. Камеры зафиксировали, как жилец хладнокровно чиркнул спичкой и спящий бомж загорелся… Это было не в Сургуте, но и наши подростки имеют опыт издевательства над людьми с самого дна.
А как нормальному человеку пройти мимо сидящей на снегу попрошайки с младенцем? Понятно, что это обман — деньги у нее заберут и отправят «работать» дальше. Но ребенок-то чаще всего настоящий! Модное нынче грудное вскармливание да через прорезанную в пальто дырку…
Понятно, что разовыми проявлениями милосердия в виде поданных десяти рублей, пачки печенья или старой шубы ситуацию не изменишь. И похоже, что и в век сверхтехнологий в нашей стране будут нищие, малоимущие, бродяги. И дело не только в людской лени, слабости, пагубных пристрастиях, но и в нашем равнодушии друг к другу. «Вы их сами подкармливаете, а они потом размножаются», — вменяли в вину сургутянам насчет бродячих собак, конечно. А что с людьми бродячими? Я все же думаю, что те, кто не проходит мимо голодного, замерзающего человека, не стоят наших ухмылок. По крайней мере, они останавливаются, чтобы помочь ближнему, а не поджечь его, спящего. Делают свои хоть и маленькие, но добрые дела. Быть может, они спасут нас, когда однажды всем придется расплачиваться за грехи.
редактор отдела социальных проблем «Нового Города»