В новой городской думе Сургута фактически 24 единоросса из 25 депутатов. В самом радужном сне такое не приснилось бы ни правящей партии, ни ее городскому лидеру и главе города Дмитрию Попову. Для главы Сургута, обвиняемого старой гвардией в аппаратной слабости, прошедшие выборы триумфальны: Александру Сидорову с его двадцатилетним опытом политических интриг и не мечталось о подобных результатах. Не будем сейчас распространяться о победном шествии едросов, хотя справедливости ради заметим, что им удалось под свои знамена собрать более привлекательных и организованных кандидатов, чем другим партиям. Не будем также рассуждать о мотивах избирателей, по-прежнему слепо верящих в указующий перст власти. Интересно спрогнозировать, превратится ли новая дума в тупоголовую аморфную массу, голосующую по команде сверху, или она готовит нам сюрпризы.
Насчет аморфной массы. Таковой, бесспорно, была дума прошлого созыва, безропотно проголосовавшая за все принципиальные для чиновников вопросы. Большинство этих решений городу принесли вред (вырубка леса в 35 мкрн., кредиты ЕБРР, отказ присвоить В. Горде звание почетного гражданина, программа инвестиций в «Горводоканал», отказ от аудита тарифов ЖКУ, необдуманное межевание городской территории и, главное, некритичное отношение к тратам городского бюджета). Но прошлая дума не была едросовской, скорее, она считалась пробюджетной, ориентированной на бюджет и зависимой от бюджета, за что ее называли «сидоровская дума». Не получится ли так, что новая дума, лояльная новому градоначальнику и по партийной линии подконтрольная ему, станет проводить точно такую же политику соглашательства с администрацией?
Конечно, так и будет: в принципиальных вопросах депутаты окажутся на стороне главы города. Тут важно — что для Попова будет принципиальными вопросами.
Его опыт работы депутатом гордумы третьего созыва говорит о критическом отношении к вольной манере чиновников распоряжаться бюджетными ресурсами. Вспомним: та дума, состоявшая во многом из нефтяников, в том числе Попова, весь срок своей работы конфликтовала с администрацией города, причем конфликты носили принципиальный характер. Да, нефтяников-депутатов обвиняли в том, что они пролоббировали 500миллионные налоговые льготы для Сургутнефтегаза (хотя сделано это было в обмен на встречные социальные обязательства). Но у той думы есть очевидные исторические заслуги перед городом. Она заблокировала затратный проект организации троллейбусного движения. Остановила взятие дорогостоящего кредита, подготовленное прежним директором департамента инвестиций Александром Мельником. Зарубила план мансардизации домов первых массовых серий по причине его безумной цены. Предотвратила ряд затратных программ в сфере ЖКХ. Сократила многие другие крупные издержки городского бюджета.
Заметим, эту работу выполняли в основном депутаты-нефтяники. Известно, что критический настрой по отношению к чиновничьим «проделкам» нефтяники сохраняли все эти годы. С этим настроем занял кресло главы и сам Дмитрий Попов, чего он не скрывает в общении с журналистами. Первые решения Попова — перевод муниципальных торгов и конкурсов в электронный вид, перераспределение управленческого контроля за имущественными и земельными отношениями (раскритикованные, правда, теми, кто обвиняет его в медлительности и нерешительности) — свидетельствуют о приверженности нового главы Сургута своим прежним депутатским и «сургутнефтегазовским» взглядам.
Весь вопрос в том, будет ли новая сургутская дума твердо поддерживать Дмитрия Попова, если он предложит, например, отказаться от кредита ЕБРР, или от строительства «горводоканаловского» коллектора за один млрд. рублей вместо трехсот миллионов, или вернуть некогда перепрофилированные детские сады. Если поддержит, то, ей богу, не имеет значения, кто там сидит — единороссы, бюджетники, нефтяники или кто-то еще. Если же выяснится, что новой думе так же все «по барабану», как и прежней, то ее уже никакая «Единая Россия» не спасет.