Почти 150 человек от четырех партий только в Сургуте баллотируются в думы города и округа, плюс самовыдвиженцы. Ощущаем ли мы, граждане и потенциальные избиратели, как кипят политические страсти? Как сталкиваются в предвыборных баталиях позиции кандидатов-соперников? Как будущие народные избранники представляют обществу свои тезисы и программы?
Ничего подобного не происходит. О выборах напоминают лишь щиты с рекламой кандидатов, кустарные газетенки-однодневки в почтовых ящиках и сумбурные визиты лидеров федеральных партий. Все. Выборы ушли в подполье.
Подполье – это царство пришлых политтехнологов из Москвы, Тюмени, Екатеринбурга, прочно усевшихся на многомиллионных выборных фондах и монополизировавших право консультировать власти в вопросах общественно-политических процессов. Раньше этим занимались местные СМИ – посредством активного освещения выборного процесса и предоставления места кандидатам для дискуссий. Теперь, в эпоху тотального распила бабла, власть в услугах деятельных СМИ не нуждается.
Как происходит распил.
Сначала политтехнологи с помощью воздействия на власть «отжали» от выборного процесса (и, соответственно, возможности зарабатывать на этом большие и, главное, легальные деньги) местные телекомпании. Если вы помните, их руководители «решили» не загромождать эфир мельтешащими кандидатами и не тревожить покой телезрителя-обывателя. Что им пообещали взамен «специалисты по решению политических проблем», неизвестно. Но весьма большие суммы денег, которые телекомпании могли заработать своим профессиональным журналистским трудом и направить на свое развитие и содержание коллективов, прошли мимо них. Куда? Интересный вопрос, ведь спонсорами выборов, среди которых и градообразующие предприятия, выделены огромные средства?
Дальше они отодвинули в сторону газеты. В предвыборных штабах партий и кандидатов политтехнологи объяснили это тем, что округа теперь пятимандатные, локальные, и городское покрытие «нам не нужно». И убедили всех тратиться на газетки-однодневки. Тут фокус вот в чем. Печать предвыборной полиграфической продукции (спецгазеты, листовки, плакаты) – это один из способов неконтролируемого растрачивания денег выборного фонда кандидата. Если политтехнолог контролирует какую-то типографию, то в выходных данных листовки ставит тираж, допустим, 1000 экземпляров, а фактически печатает 100 тысяч. Никакой ТИК никогда не докажет нарушения закона, что в случае с традиционными газетами невозможно. Но это не все. В своем штабе политтехнолог утверждает бюджет на тираж в 100 тысяч экземпляров, а на самом деле печатает, к примеру, 10 тысяч. Деньги осваиваются, разница - в карман. Проконтролировать реальный тираж и его распространение нельзя (типографии, как правило, в другом регионе).
Дошло до того, что один политтехнолог привез с собой в Сургут несколько десятков распространителей. Что, в нашем городе кончились почтальоны Почты России? Или любой другой службы распространения – а их только у двух городских газет по одной? Нет, все дело в нежелании этого политтехнолога отдать хоть рубль на сторону – «все свое ношу с собой». Неудивительно, что газету с рекламой вверенных ему кандидатов находили целыми нераспакованными пачками в подъездах. Скорей всего, никаких распространителей и не было – они были на бумаге. Но разве это волнует гастролера?
Вы скажете, не слишком ли я увлекся защитой цеховых журналистских интересов, нападая на пришлых технологов? Мол, какая, по сути, разница, как вышвыриваются предвыборные миллионы?
Разница принципиальна. Во-первых, эти миллионы действительно вышвыриваются, и странно, что нашим градостроительным компаниям нет никакого дела до этого. Ведь суммы могли бы быть в разы, а тот и в десятки раз меньше, и сэкономленным средствам могло бы быть найдено более разумное применение. А во-вторых, средствам массовой информации на всех предыдущих выборах все-таки удавалось более-менее сбалансированно освещать предвыборный процесс, и они чувствовали себя устойчиво во многом благодаря возможности на этих выборах заработать. Теперь специалисты по распилу при полной поддержке (покровительстве?) властей оттерли редакции от этой экономики.
Но и этим не дело не закончилось. Теперь редакциям СМИ велено молчать в тряпочку вообще обо всем, что связано с выборами. Яркий пример – проигранные ВСЕМИ сургутскими редакциями суды на последних выборах главы города, когда за свое конституционное право освещать политические процессы и действия их участников им впаяли иски.
Так что не ждите от нынешних выборов сюрпризов.
Все спланировано, все распилено.