Когда-то зародившись в ходе «марша пустых кастрюль» в конце 19 века, идея феминизма привела к тому, что женщины получили избирательные права, а заодно и личный праздник в календаре. Нынче с маршами дамы уже не шагают, а борьба за равноправие ведется, так сказать, на дипломатическом и законодательном уровне.
Суетятся, кстати, сейчас не только во Франции. Организаторы Всемирного экономического форума в Давосе, который пройдет в конце января, тоже определили минимальную «женскую квоту» — из пяти представителей каждого корпоративного спонсора минимум один должен быть женского пола. И, как выяснилось, в верхних эшелонах бизнеса прекрасного пола тоже весьма не хватает.
Российские компании-участники призадумались, но вроде как-то выкрутились, хоть и не без труда. Действительно, кого брать-то в Давос? Ну не Елену же Батурину, которая одним своим видом дискредитирует холеный образ бизнес-леди, так тщательно пестуемый глянцевыми журналами? В сфере малого и среднего бизнеса женских лиц, слава богу, хватает. Вот и переходящий приз сургутского конкурса предпринимателей — боксерские перчатки — два года подряд уходил отнюдь не в мужские руки. А вот в больших корпорациях прямо беда. Нет, конечно, есть традиционно «женские» должности в топ-менеджменте — тот же главный бухгалтер, например. Ну, а кроме них?
Возможно, проблема в том, что прекрасный пол плохо встраивается в создаваемую веками мужскую систему ведения бизнеса? Как обычно проходят переговоры у топ-менеджеров крупных корпораций? За границей — по методу «офис-клуб-гольф», в России — по схеме «кабинет-ресторан-сауна». Женщины, согласитесь, в эту схему не вписываются никак. Точнее, вписываются, но в совсем ином статусе, который к бизнес-планированию и деловому партнерству не имеет никакого отношения. Так что вопрос не в том, у какого пола лучше или хуже деловая хватка. Тут не «квоты» менять надо, а всю систему. Это одним законом не исправишь.
Может, просто стоит зайти с другого конца — начать с политики, а не с экономики? В России сейчас не меньше 70 губернаторов, а «губернаторш» — всего две. Нехорошо. В Госдуме женских лиц — не больше десяти процентов. Маловато будет. Что до главы государства — тут вообще многолетний исторический провал. Между тем женщина в роли если не президента, то хотя бы премьер-министра в сегодняшней России, пожалуй, смотрелась бы очень хорошо. Вон, британцы до сих пор Маргарет Тэтчер вспоминают — пусть не с душевной теплотой, но с уважением. Ведь кто, как не женщина, способна навести порядок, когда вокруг — полный бардак?