Пьеса в двух частях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. Василий Семеныч Охин – ответственное лицо, начальник, Аркадий Витальевич Бедняк – подчиненный, более мелкий начальник.
Акт первый.
Действие происходит в середине июня в кабинете Охина. В кабинет заходит Бедняк.
Бедняк: Вызывали, Василий Семеныч?
Охин (раздраженно): – Вызывал, вызывал! Что там у нас с фонтаном?
Бедняк: С каким фонтаном? А-а-а, понял-понял. Не работает, Василий Семеныч. Не дает струю.
Охин: Что значит не дает струю?
Бедняк: Ну, вода не бежит. Должна бежать, а не бежит. Мы заглянули, помацали, кувалдой постучали, поматерились, иногда же помогает, все равно не бежит.
Охин: Может, заморозили? Зимой не включали случайно?
Бедняк (оскорбившись): Василий Семеныч, ну, ну… Мы же не озорники какие, взрослые люди, профессионалы. Проверяли, зимой не работает. Да и пара много, как будто трубы прорвало.
Охин: Профессионалы! Вот ты мне скажи: фонтан этот из чего состоит?
Бедняк (замявшись): Врать не буду, Василий Семеныч. Состоит. Из разных запчастей состоит: одни побольше, другие поменьше, гайки и болты тоже есть.
Охин: Для меня, что болт, что гайка…. (Задумавшись). Н-да… Лучше все-таки гайка, чем болт. А тут, похоже, большой болтяра будет из-за этого фонтана. Я правильно мыслю?
Бедняк: Правильно-правильно, ой как правильно.
Охин (шепотом): Что делать-то будем, Аркадий Витальич, а? Может, починишь как-нибудь?
Бедняк (тоже шепотом): Не могу, Василий Семеныч. Июнь того, тю-тю. Пока людей найдем, разберемся, запчасти купим, лето кончится.
Охин: (постепенно повышая голос): Значит, город без красоты оставим? Не дадим людЯм возле фонтана пива попить?
Бедняк: Так вроде возле фонтана нельзя?.. Общественное место.
Охин: Это нам с тобой, ответственным лицам, нельзя, приходится по углам прятаться. А людЯм, рабочему человеку, добывающему нефть, везде можно. Отвлек ты меня своим пивом, счас бы дернуть пару бутылок, да с балычком… (Про себя). Что же делать? Что делать?
Бедняк (кашлянув): Василий Семеныч, вы тут очень гениально про красоту вспомнили. Может, временно поменяем одну красоту на другую.
Охин: Ну? Давай-давай, быстрее формулируй.
Бедняк (торжественно): Предлагаю… разбить… на месте фонтана… клумбу.
Охин: Клумбу? Как клумбу? Зачем клумбу?
Бедняк: Красиво будет. Завезем землицы нашей, совхозной, плодородной, высадим цветочки разные. Нынче петунии в моде. Дешево и сердито. И глаз радует.
Охин (долго хмыкая, споря с самим собой): Нет, ну… Хотя… Обосновать... Чтобы не мусорили…Да пошли они все… Как вариант… (обращаясь к Бедняку). А что народ скажет? Увидит клумбу, обязательно спросит: где фонтан?
Бедняк (как бы удивленно): Народ? Не смешите меня Василий Семеныч. Народ ничего не увидит, а если и заметит, то виду не подаст. Народ у нас телевизор смотрит, Глухаря, Дикого. Зачем ему фонтан? Вредно даже. Народ должен нефть добывать, а не смотреть на льющуюся воду. Смотреть, смотреть, философию всякую разводить, о теплых морях и странах мечтать, пивные бутылки в воду бросать.
Охин: Убедительно... И в струю… Борьба с пьянством, комплексный подход. Убедил! Действуй! И смотри у меня!...
Бедняк уходит. Охин про себя:
Можем же, когда захотим. Любую проблему решим… Надо бы проследить за этой клумбой. Как там Толстой или Шекспир сказал: красота – страшная сила.
Акт второй.
Конец августа. Действующие лица те же.
Бедняк: Василий Семеныч, я насчет фонтана.
Охин: Опять фонтан? Ты случаем не писающего лося задумал посреди фонтана поставить? Хватит нам одного уродца. И мы же уже все решили. Красивая клумба получилась. Народ доволен.
Бедняк: Не весь народ. Не весь. По слухам, депутаты хотят вернуть фонтан городу.
Охин.: Ну, депутаты – не народ. Они же ни черта не знают, ни в чем не разбираются. Популизм, сплошной популизм.
Бедняк: Могут быть проблемы, вопросы. Может, пока бюджет верстается, всунем фонтан отдельной строкой. И на следующий год введем в эксплуатацию. Как следует исследуем, закажем новое оборудование, наймем подрядчика и… запустим. В торжественной обстановке. Конечно, миллионов пять на все про все потребуется.
Охин: Пять? Ну, ты хватил!
Бедняк: Ладно-ладно, три. Да, лучше три. Без проблем освоим. (Задумчиво).У меня такие исследователи есть… За полдня миллион закроют. Запчасти авторские закажем, оригинальный дизайн и все такое прочее. Ну и работа. В мае начнем, в июне за два дня закончим.
Охин: А я смотрю котелок у тебя, Аркадий Витальич, варит.
Бедняк: Стараюсь, стараюсь, Василий Семеныч.
Охин: Так-то оно так. Только доброжелатели все равно найдутся.
Бедняк: Василий Семеныч, не беспокойтесь. Клумба прошла? Прошла. И фонтан пройдет. У нас же, как это? – инновация, универсальное устройство. Один год клумба, на следующий год фонтан. Фонтан сломался, опять клумба. Отремонтировали – опять фонтан. Клумбочка-фонтанчик. Клумбочка-фонтанчик.
Охин (размышляя): А что? Как в ресторане: перемена блюд. Идя, так сказать, навстречу пожеланиям клиента… Ну, все, все, иди работать, замаял. И смотри у меня!..
Бедняк (удаляясь): Иду-иду. Клумбочка-фонтанчик, клумбочка-фонтанчик, ля-ля-ля, тру-ля-ля., клумбочка-фонтанчик.
(Занавес закрывается).
От автора: все совпадения случайны.