Очевидно, что вопросы, поступающие на подобные прямые линии, тщательно фильтруются и согласовываются. И большинство историй, раскрывшихся на прошлогодних «Разговорах с ВВП» появились в эфире не случайно. Ибо на подобных мероприятиях «всего должно быть понемногу» — и бабушек, жалующихся на маленькую пенсию (прибавка после звонка гарантируется), и поселковых детей, желающих попасть на кремлевскую елку (заветный билет и подарок прилагаются), и патриотичных фермеров, и социально ответственных предпринимателей, и просто благодарных россиян… В общем, как говорится, все прослойки общества должны быть представлены.
Накануне прямого эфира некоторые наивные горожане интересовались у нас, журналистов: «А можно, например, оператору, принимающему звонки, озвучить один вопрос, а потом задать совсем другой? Что будет?». Теоретически, конечно, можно, а вот что из этого получается практически, показал своим личным примером кардиолог из Иваново Иван Хренов. В прямом эфире врач пожаловался премьеру на показуху в областной больнице, куда Путин приезжал с визитом в ноябре 2010 года. Мол, для важного гостя специально завезли новое оборудование (которое потом, естественно, демонтировали), а больные в клинике были ненастоящие — их изображали сами врачи и медсестры.
Местные власти на неудобный звонок, надо сказать, отреагировали оперативно — в одном из интервью губернатор Ивановской области Михаил Мень заявил, что сообщенная информация не соответствует действительности, а самого врача назвал «неадекватным зловещим кардиологом». Оперативно подсуетилась и прокуратора, прислав разговорчивому доктору повестку. Еще пара часов — и Хренова, глядишь, объявили бы сбежавшим пациентом Кащенко, а то и вообще никогда не существовавшим персонажем. Но тут, к неудобству ивановских властей, за доктора вступилось интернет-сообщество, скрупулезно раскопавшее все подробности и свидетельства очевидцев и вывесившее все это на всеобщее обозрение. Итог этой истории — ВВП сам позвонил герою, сообщил, что знает о ситуации и попросил не переживать. Всем спасибо, все свободны. Можно выдохнуть, как говорится.
С другой стороны, вот что интересно. История с доктором при всей ее «несогласованности» и непредсказуемости в эфир все-таки просочилась и стала достоянием широкой общественности. А вот вопросы о воровстве денег в «Транснефти» на прямой линии так и не прозвучали. Между тем, по данным блогера Алексея Навального (который накануне эфира активно агитировал общественность спросить об этом премьера), доля вопросов о «Транснефти» составила пять-десять процентов от всех сообщений, отправленных Путину через интернет.
Так есть ли смысл спрашивать о действительно важном и наболевшем, даже если и представится такая мифическая возможность? Как справедливо заметил один из безымянных комментаторов на интернет-сайте «Газеты.ру», отвечать на вопросы граждан значительно проще, чем их решать. И даже точечное разруливание частных проблем ситуацию не спасет. Это как с тараканами в доме. Можно их давить по одному и даже достичь в этом деле большого мастерства, но пока не устранена причина появления тараканов, они будут плодиться в геометрической прогрессии.