«Газпром-Югра» вот уже девять лет подряд успешно выступает в сильнейшем в мире национальном чемпионате (таковым считается российская Суперлига), дал стране победителей универсиады, вышел на уровень еврокубков. При этом клуб формально к Сургуту никакого отношения не имеет. Так получилось, что когда Рафаэль Хабибуллин в 1996 году создавал команду на базе ЗСК, в Сургуте уже был волейбольный клуб, «Торум». Городской Боливар двоих бы не выдержал — и «ЗСК-Газовик» (впоследствии «ЗСК-Газпром» и «Газпром-Югра») прописался в Сургутском районе.
«Торум» благополучно сошел со сцены спустя несколько лет, а «газовики» поступательно поднимались из турнирных низов в высший волейбольный свет, неся флаг Югры, «Газпрома» и Сургутского района. Город не помогал ничем. Хотя команда живет, тренируется и играет в Сургуте и для сургутян. Кто-то скажет — зачем нужна помощь клубу, у которого в спонсорах ходят «Газпром переработка» и «Газпром трансгаз Сургут»?
Объясняем. Роль предприятий, возглавляемых Юрием Важениным и Игорем Ивановым, в развитии сургутского волейбола переоценить невозможно. Фактически все держится на них. Плюс помогает округ, правда, в последние годы — довольно ограниченно. Ну и район, конечно, — чем может. При этом газпромовские структуры находятся в жестких рамках корпоративных стандартов. Другими словами, они не имеют права потратить на клуб денег больше определенного лимита, который не так уж велик. «Газпром-Югра» — далеко не питерский «Зенит» или «Зенит» казанский, волейбольный суперклуб, также спонсируемый «Газпромом».
«Газпром-Югра», имея один из самых скромных бюджетов в Суперлиге, является одной из самых боевых команд. В Сургуте терпели поражения все гранды — и тот же «Зенит» из Казани, и московское «Динамо», и белгородский «Локомотив-Белогорье». Последний, кстати, буквально на днях вырвал путевку в финал Кубка России у сургутян в драматичнейшем матче. При этом мало кто знает, что за клубом Суперлиги в Сургуте находятся две команды высшей лиги «Б», в которых играет перспективная молодежь, в системе клуба функционируют два интерната для, опять же, перспективной молодежи, работают спортшколы. Все это — одна система, в которой задействованы сотни и даже тысячи сургутян — детей, их родителей, болельщиков.
Городу это интересно? Не городской администрации, а всем нам, — нефтяникам, бизнесменам, чиновникам, спортсменам, — обществу? «Газпром-Югра» у Сургута ничего не просит, да тут и не в деньгах дело, вернее — не только в них. Например, клуб долгое время оплачивал трансляции своих игр на местном телеканале. Потом со средствами стало не очень — и трансляции прекратились. Вот в этом — отношение, позиция. Мы рады за успехи команды, но сами ничего для этого успеха не сделаем. Такая у нас гордость?