В последнее время я с немалым удовольствием (или, как говорили раньше, с чувством глубокого удовлетворения) наблюдаю за процессом публичного «бодания» городской думы с городской же администрацией. И в этом нет ничего злорадного, вроде «паны дерутся, а холопы по углам трещат». Просто мы сейчас наблюдаем не совсем приятный, иногда мучительный, но очень позитивный в своей основе процесс – настоящее разделение ветвей власти.
Осмелюсь напомнить, что в свои первые созывы дума была ручной, управляемой. Фактически депутаты лишь легитимизировали придумки «серого дома»: к ним приходили люди из администрации и рассказывали, как обстоят дела. Не было тогда ни КРУ, ни штата у самой думы, чтобы разбираться в бумажках, что дадут – тому верили. Иногда, конечно, возникали вопросы, но не более того. Большинство мест в парламенте было за бюджетниками, напрямую зависящими от исполнительной власти.
В те времена было возможно «протащить» через думу множество дорогих и неочевидных в своей полезности проектов. А подавляющее большинство отчетов исполнительной власти заходили на «ура», по принципу «верим на слово». Нельзя сбрасывать со счетом и личный авторитет тогдашнего главы администрации Александра Сидорова – если, паче чаяния, что-то сбоило в системе, он выступал в качестве тяжелой артиллерии, очаровывая своей риторикой и придавливая слегка политическим весом.
Потом в думу зашли нефтяники и вопросы стали ставиться жестче. Понятно, что я несколько схематизирую ситуацию, но мы ведь говорим о тенденциях. Нынешний мэр Сургута Дмитрий Попов получил первый политический опыт именно в качестве депутата городской думы. Но еще сильна была и партия «бюджетников» (в кавычках, потому что к ним относились не только собственно бюджетники, но и те, кто так или иначе была зависим от бюджетных средств), и харизма Александра Леонидовича исправно работала.
Думы предыдущего созыва стала более «разночинской», на ее время пришелся и период смены власти в городе. Этой думе многое можно поставить в заслугу в сфере политики – и сити-менеджеров отпугнули, и партийную фракцию создавать не стали, и многомандатному округу на депутатских выборах сопротивление оказали. Смело воевали с округом. Четвертый созыв стал очередным шагом в эволюции сургутской власти.
И вот пятый созыв через год своего существования начал показывать зубы по делам городским, хозяйственным – СПОПАТ, уборка снега, даже до обедов сотрудников администрации руки дошли. Депутатам явно не нравится существующая практика работы чиновников с депутатскими поручениями. При этом надо понять и раздражение мэрии – раньше так часто и так категорично депутаты к ним не обращались. Мешают работать! Ах это мы мешаем?! Ну и понеслась.
Если раньше Новицкий, Самойленко, Черняк, Нестеров, Кошелева и т.д. (не говоря уже о Сидорове) смотрели на депутатов несколько сверху вниз, как на братьев своих меньших, которым необходимо втолковывать очевидные истины с усталым видом, то теперь ситуация почти обратная. Мало кто в администрации может встать вровень с заматеревшими депутатами, они же руководители структурных подразделений градообразующих предприятий, бизнесмены, общественные деятели и т.д. Кто на кого теперь сверху вниз смотрит? Кто в доме настоящий хозяин?
В создавшейся ситуации крайне важно, чтобы процесс сравнительного анализа, у кого больше, шире, длиннее, красивее и бюджето-эффективнее, не сбился в сторону личных обид, неудовлетворенных амбиций и рухнувших самомнений. Личностный фактор не сотрешь, но ведь именно в борьбе личностей, в конкурентной среде обычно происходит движение вперед и нужно иметь железный характер и политическую волю, чтобы не утопить это рациональное зерно во взаимных «обидульках». Надеюсь, что так оно и будет.
Мы, похоже, действительно наблюдаем очередной, возможно самый болезненный, этап поступательного развития власти от монополии одного человека к коллегиальному альтернативному принятию решений. К выстраиванию системы подконтрольности и подотчетности. К прозрачности и понятности. До совершенства еще далеко, но процесс идет – вот чему я рад.
И последнее. Именно сейчас, на мой скромный взгляд, необходимо выстраивать модель открытости, публичности принимаемых решений на уровне прописанных алгоритмов и процедур. Прошла депутатская комиссия – расскажите, о чем говорили, приведите свои аргументы. Идет департамент в думу с проектом – доложите общественности, в чем суть. Горожане должны видеть и понимать, что происходит. Какова подоплека, с цифрами и мотивировкой, желательно на понятном языке (в том же доступном для всех бюджете неподготовленный черт ногу сломит). Я понимаю, что депутаты – народ крайне занятой, а в администрации вообще света белого не видят. Но это, если хотите, вопрос политической безопасности, один из мощных инструментов в нынешней конкурентной среде.
Теперь точно самое последнее. Общим местом является тезис о том, что каждая из ветвей власти должна заниматься своим делом. Дела эти прописаны в законах. Но жизнь учит другому – центр выработки решений может быть где угодно. Долгие годы он был в двух-трех кабинетах администрации (СНГ в расчет не берем). Сейчас мы видим, как он «блуждает», ищет новую точку опоры. Хорошо, если по разным вопросам будут разные центры выработки решений, а принимать лучшие из них будут те, кому это положено – дума и глава города.