Что-то громадное не то происходит с церковью. Что не день то, она проявляет себя как одиозная сила. Антидемократическая сила – сужу по тому, как быстро она встала на позицию государства и осуждает оппозицию. Сила, которая не мирный всепрощающий пастырь, а та, что по всем поводам шипит «низзззя!». Сила, которая теперь чуть ли не особый департамент удушению либеральных свобод. И ввязывается в анекдотические ситуации. Мы еще про Pussy Riot не забыли, а тут новый повод пошипеть появился.
В вербное воскресенье Филипп Киркоров в московском храме Святого Пророка Илии крестил свою дочь Аллу-Викторию, рожденную, как известно, суррогатной матерью. Сам храм на время крещения закрыли для простых прихожан. Крестником выступал Андрей Малахов, а зрителями таинства была свита Аллы Пугачевой – муж Максим, Валентин Юдашкин, Николай Басков и Лолита. Киркоров после того, как таинство было совершено, обратился к собравшимся с амвона храма, возвышения, предназначенного исключительно для чтения богослужебных текстов и проповедей. Напомню, двумя месяцами ранее с амвона другого храма девчонки из Pussy Riot шпарили свой панк-молебен – и теперь трое из них за решеткой. Вот и Киркорову сразу указали на недопустимость выступления с амвона, а вдогонку еще и обвинили в грехопадении. Профессор московской духовной академии протодьякон Андрей Кураев предлагает отлучить поп-певца от церкви. Не больше не меньше! Кураев считает, что и Киркоров, и священник, который крестил крестивший суррогатную дочь, нарушили церковные правила. Мол, надо было перед крещением Филиппу покаяться.
Суррогатное материнство, оказывается, православной церковью осуждается как грех. Кураев исходит из параграфа «Основ социальной концепции РПЦ»: «Суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе». Тут мне приходит на ум две вещи. Во-первых, зачатие Богородицы тоже под определенным углом можно назвать суррогатным. Во-вторых, на чем основывался тот, кто составлял вышеприведенный параграф «Основ»? В Священном писании о суррогатном материнстве ни слова – значит, церковники придумали сей параграф, опираясь на свой вкус и на свое представление о нравственности. Ну никак не могу взять в толк, почему суррогатное рождение ребенка является греховным. А если ребенка хочется, а здоровье не позволяет? Ведь не убили же человечка – а родили! Тем более, сегодня суррогатное материнство – не экзотика, многие к этому прибегают.
Теперь о выступлении счастливого отца с амвона. Не хочу лезть в чужой монастырь со своим уставом, нельзя так нельзя. Только Киркоров (да и кто угодно на его месте) наверняка не знал о таких порядках. И почему-то игумен Тимофей Подобедов, что проводил крещение, Филиппа не только не остановил, но и вида не подал, что подобное в храме не принято. Да и «слова вразумляющего» по поводу греха суррогатного материнства тоже не сказал. То есть о. Тимофей ни нарушений ни грехов не заметил, а заметило задним числом – просмотрев видео из храма – руководство РПЦ. Получается, надо не поп-короля отлучать от церкви, а игумена, который отступление от канонов прошляпил. Так ведь - исходя из здравого смысла? Но своих церковь выгораживает, как же - корпоративный дух! Не у вотчины ли Нургалиева научились? Те тоже молодцы своих покрывать - когда какой-нибудь дурной майор начнет стрелять в супермаркете, а еще более дурной полковник наедет на служебном авто на мать с ребенком.
Да, что-то громадное не то происходит.