Психиатры связывают случаи суицида с совокупностью факторов: тяжелыми условиями несения службы, грядущими увольнениями и осенней депрессией. Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальной ситуации Михаил Виноградов убежден, что при переводе в полицейские многие просто не пройдут аттестации. Все это влияет на уравновешенность милиционеров в «депрессивный осенний период».
Кого сократят? Кто останется? Кому лучше б на пенсию? Как решить вопрос малой кровью? Сейчас эти вопросы главные на повестке дня во всех отделах и ведомствах. Где уж там сосредоточиться на службе. А ведь еще каких-то три года назад все было иначе.
К примеру, в Сургуте было объявлено о внушительном недокомплекте милицейских кадров. Объявление крутилось целыми днями, «молодых и перспективных» приглашали «быть полезными стране». А девушки-инспекторы ГИБДД рыдали: «Где я им возьму 100 новичков, хоть выходи и кричи: «Парни, все ко мне, иначе премии лишат!»
В общем, с горем пополам набрали. В салатовых жилетах, застегнутых на пока еще гордой груди, в ГИБДД появился молодняк. Приезжие, только-только отслужившие, не нашедшие другого места в жизни... Как-то останавливает на дороге стажер, глядь — бывший подчиненный мужа, слесарь Пашка.
— Глазам не верю, ты как тут? — с удивленной улыбкой спрашивает муж.
— Да вот, занесло. Жена надавила, иди, мол, отпуск льготный каждый год, оплатят в любую точку мира. Жилье у меня есть, взяли почти сразу, а там посмотрю, как пойдет…
Мда, документы проверять не стал, и так смутился. А наличие жилья, кстати, тогда действительно было фактором немаловажным. Общежития для сотрудников УВД так и не построили, а устраивались в основном приезжие. Помню, продавая квартиру, сама связалась с «органами». Администрация покупала жилье для расселения милиционеров — «двушка» на две семьи. Вместе с риелтором пришел посмотреть квартиру и милиционер, все понравилось, но спустя два месяца дело встало. Как знали, что совсем скоро столько жилья не понадобится!
Теперь под сокращение в первую очередь идут приезжие, с меньшим опытом работы, неспециальным образованием… зато с семьями и несбывшимися надеждами. Страх оказаться ненужным человеком на «гражданке» — серьезный угнетающий фактор. Кто-то из правоохранителей сводит счеты с жизнью, уходит в запой, а кто-то выплескивает агрессию на окружающих.
Вот недавно ликвидировали целый ГОМ4, а он обслуживал микрорайон ж/д, ПИКС. Часть сотрудников сократили, часть перевели. Злачные закоулки, вокзал, частный сектор… это «наследие» перейдет к другим отделам. Но местных жителей это почему-то не греет — преступность в их районе меньше не становится. А что если и вовсе нарвешься на приезжего, теперь уже бывшего блюстителя правопорядка, ставшего простым гастарбайтером?