Стоял я как-то на автобусной остановке возле магазина «Москва». К остановочному павильону подъехала грузовая «Газель». Из нее вышел парнишка восточной наружности, в нечистой куртке, открыл дверцы и стал выгружать хлеб. Грязными руками он сдвигал на лотках булки, чтобы они лежали плотнее. Несколько буханок вывалились на дно кузова, грузчик поднял их и спокойно положил в лоток. Продавщица также брала хлеб голыми руками и упаковывала в полиэтиленовые пакеты.
Я никогда не беру продукты, в том числе хлеб, в подобных лавочках. Но кто-то ведь их покупает. Павильон этот, как и другие по всему Сургуту, конечно, не оборудован ни водопроводом, ни туалетом. Нечистоты сливаются прямо из ведра на улицу. Делается это, как правило, ночью или ранним утром.
Говорю про это не голословно: балкон моей квартиры выходит прямо на автобусную остановку, правда, на другой улице. И подобное действо я наблюдал не один раз.
Но и в больших магазинах не всегда все гладко.
Зашел в ТЦ «Росич» за хлебом. Взял булку в фирменной заводской упаковке, на которой напечатан текст с указанием «смотреть дату изготовления товара на клипсе», то есть на зажиме. Сколько вертел я эту клипсу, ничего на ней не увидел. Спросил продавщицу. Она взяла булку, помяла ее в руках и сказала: «хлеб свежий, потому что мягкий». Странное определение свежести... Хлеб в такой упаковке и через неделю будет мягким, но несъедобным.
За комментарием я обратился к начальнику отдела сбыта сургутского хлебозавода Дмитрию Патласову. На мой вопрос о датах изготовления, он вежливо ответил, что их не ставят потому, что нет для этого нужного оборудования. Зачем же тогда на пакетах писать, чтобы покупатель обратил внимание на клипсы? Визуально определить дату выпечки хлеба невозможно. Надо идти к заведующему магазина, просить накладные, проверять их и т.д. А там очень не любят подобные процедуры.
Дмитрий Патласов пояснил, что черный хлеб не должен лежать на полке более 36 часов, белый – 24, а выпечка – 16 часов. В противном случае магазин обязан вернуть хлеб заводу. «А это делается?» – спросил я. На это мне ответили: «Так положено делать...».
Хлебозавод, думаю, когда-нибудь все же поставит оборудование, которое позволит нам узнавать дату изготовления продукта. Но вот что делать с продажей хлеба в грязных ларьках? Сколько об этом писано, сколько об этом сказано, но воз и ныне там! Администрация и контролирующие органы не спешат отвечать за этот бардак, закрывают глаза на торговлю в сомнительных точках.
По-человечески хочу призвать горожан: «Не покупайте хлеб и другие продукты в грязных лавочках. Берегите свое здоровье!» Вы заметили, что наш город заполонили аптеки? Это сейчас самый прибыльный бизнес. Следствие того, что мы едим, что пьем. Даже в крупных магазинах нам подсовывают опасные для здоровья продукты, в тех же аптеках продают фальсифицированные лекарства. И, как это ни странно в наше мирное время, вновь очень актуально звучит призыв Юлиуса Фучика: «Люди! Я люблю вас! Будьте бдительны!».