Впервые за долгое время решила провести выходной день не на каком-нибудь первенстве по плаванию или турнире по боксу, и даже не на фестивале восточных единоборств. Я послушала коллегу – редактора отдела культуры Антона Ковальского, - и посвятила несколько часов свободного времени приобщению к искусству.
Выбор пал на галерею «Стерх», в качестве искусства там презентовалась выставка экзотических рыб. Цена билета в 250 рублей слегка удивила, но приобщаться так приобщаться, пусть даже посредством рыбной экзотики. Может быть, это новое направление в современном искусстве?
Возвращаясь к стоимости билета - мне проще ориентироваться в «прейскуранте» спортивных турниров, поэтому параллели проведу именно с ними. Вообще вход на большинство соревнований, как правило, свободный. И только турниры серьезного уровня берут деньги с болельщиков.
Последний раз я платила за вход, когда посещала домашний матч УГМК – ведущего баскетбольного женского клуба Европы. Команда тогда встречались с соперницами за победу в Кубке России. Вход в чудесный дворец игровых видов спорта «Уралочка», с любого места на трибунах которого можно одинаково хорошо рассмотреть происходящее на площадке, стоил всего 100 рублей. Эмоции от победы, которую подопечные Гундараса Ветры подарили болельщикам, была бесценны.
Но вернемся к рыбной выставке. Доставая из кошелька 250 рублей, я предполагала, что увижу огромные аквариумы, в которых будут плавать акулы. Тем более что в том же Екатеринбурге за 300 рублей перед вами открываются двери двухэтажной аквагалереи с 40 аквариумами общим объемом более 150 тыс. литров воды, а также прудом, водопадом и даже подводным тоннелем. Пока я рисовала себе в голове сургутский вариант, кассир выдал два билета. На одном написано «выставка рыб, 150 рублей», на втором: «выставка, 100 рублей». Я уточнила у женщины за железной решеткой, не ошиблась ли она, но заведующая деньгами утвердительно кивнула головой, мол, все в порядке.
Выставку сообразили в небольшом помещении и примыкающем к нему коридоре. Там я обнаружила около 20 человек и примерно столько же аквариумов, объем каждого из которых вряд ли превышал 200 литров. Ожидания мои не оправдались даже на десять процентов, хотя рыбы были действительно экзотическими. Например, я увидела пятнистую муренку, скатика, рыбку-клоуна, пираньку.
Уменьшительно-ласкательная форма уместна потому, что в аннотациях ко всем обителям подводного мира было написано примерно следующее: «вырастает до 1,2-1,5 м». Сургутяне же лицезрели на подрастающих рыбешек – эдакая мини-версия. Наверное, с большими особями гастролировать неудобно…
В углу небольшого и, если совсем уже честно, неуютного помещения, мой нос невольно уловил странный неприятный запах, который никак не мог источать аквариум. Я заметила пару клеток с животными, среди которых затесался варан и скунс с шикарным хвостом. Зверь лениво поднял на меня свою сонную мордашку и облизал нос. В соседней клетке сну предавался маленький медовый медвежонок, похожий на мультяшного персонажа. Зверек полностью закрыл морду мягкими лапками. Этот любитель меда бодрствует ночью, когда можно поохотиться (это в условиях дикой природы). Очень странно привозить такое существо на дневные выставки, не правда ли?
Не совсем понятно, если я иду посмотреть рыб, то почему мне в придачу нужно купить билет на право поглазеть на замученных животных? Может, я возмущаюсь оттого, что не люблю зоопарки, и уж тем более передвижные? Но если быть откровенной до конца, то попа спящего медвежонка не стоит 100 рублей.
И последний вопрос, который мучает меня до сих пор: какое отношение рыбы и животные имеют к современному искусству? Наверное, я слишком далека от этого… или, быть может, вся беда в том, что учреждения культуры вынуждены оказывать платные услуги населению, чтобы выживать, добавляя хоть какую-то копейку в свой скудный бюджет? Жаль, что делать это приходится таким противоестественным способом.