Сначала - о мотивах принятого решения. Считается, что оно идет в русле «вертикализации» власти, в данном случае посредством приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Выбирают депутатов «вышестоящих» Дум по одномандатным округам? Вот и на муниципальном уровне будет также. Многомандатные округа оставили в небольших городах и районах, поскольку там эта система оправданна - можно выбрать сразу всех депутатов по одному округу, как говорится, не заморачиваясь. В Сургуте, Нижневартовске и Нефтеюганске мороки прибавиться и для избирателей, и для организаторов, и для кандидатов.
Раньше сильному кандидату не было особой необходимости тщательно подбирать округ, по принципу «в первую пятерку все равно попаду». И попадали, зачастую еле-еле впрыгивая на подножку уходящего поезда. Но попадали. Теперь цена ошибки кратно возрастает, для победы необходимо выиграть одну из двадцати пяти мини-баталий.
С одной стороны, более мелкая нарезка электорального поля по географическому признаку также имеет свои подводные камни. Какой округ выбрать - центральный, с более-менее развитой инфраструктурой, или новостройки? А, может, балки с заведомо протестным электоратом? С другой стороны, следует тщательно отслеживать соперников, чтобы не оказаться в излишне сильной кампании. А лучше - договариваться заранее.
Также в полный рост встает проблема локализации предвыборной кампании. Агитация, направленная через городские СМИ на одну двадцать пятую часть избирателей резко снижает «выхлоп» от потраченных средств. Очевидно, что необходимо будет искать новые пути к сердцу избирателя, больше общаться лично, искать проблематику, актуальную для своего округа.
Одним словом, предстоит напряженная предварительная работа. С точки зрения избирателей резко сужается выбор. Раньше избиратель мог «продвинуть» в Думу пятерых (выбирая, соответственно, из большего числа претендентов), а теперь - только одного-единственного, из более ограниченного списка. Вот нравится мне, допустим, кандидат Х., а он - в соседнем округе. Незадача. Таким образом, кстати, существенно размывается рейтинг кандидатов, ведь средняя температура народной любви по городу - все равно, что средняя температура по больнице.
Что касается организаторов - вместо пяти избирательных округов необходимо будет сформировать двадцать пять. Оно, вроде бы, не так страшно - количество избирательных участков останется прежним, однако стоимость печати бюллетеней вырастет, подсчет голосов усложнится.
Короче говоря, избиратель ограничен в выборе, кандидат может и пролететь мимо заветного места только лишь потому, что выставит свою кандидатуру не в том округе, организатором придется потратить немного больше денег и сил.
При этом любопытно, что наряду с доводами о росте конкурентной борьбы, большей персонализации власти (каждый знает своего кандидата лично) на местах, окружные инициаторы нововведений не теряют надежды ввести на муниципальном уровне еще и голосование по партийным спискам! Вот уж где, поистине, и «конкуренция», и «персонализация». Слава богу, эти выборы пройдут без вмешательства партий, но спустя четыре года мы к этой практике наверняка придем.