Да потому что с такими наследием, которое у нас есть, просто стыдно считать минитриумф (ни Золотого, ни Серебряного льва картина так и не получила) «Овсянок» удачей. Вы только вспомните «Летят журавли», «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Доживем до понедельника» и… этот список можно продолжать и продолжать. Все эти режиссеры заложили фундамент, на который только успевай кирпичи класть. Тем более они не только своим примером указали дорогу, по которой должен развиваться российский кинематограф, но и долгие лета помогали молодым режиссерам на эти кирпичи цемент намазывать, будучи их наставниками и учителями.
А на выходе что? Большая их часть в попытках «догнать» Голливуд клепают один фильм хуже другого. Все эти псевдобоевики и псевдокомедии, которые они если не тоннами, то центнерами вываливают на кинорынок, вгоняют в уныние. Яркие примеры — фильм «Запрещенная реальность». Снять такое в стране, где в свое время творил Тарковский — это преступление и свинство.
Однако не все так плохо, и все те же «Овсянки» — этому хороший пример. Они наглядно показывают, какие фильмы в России умеют снимать лучше, чем где бы то ни было. Это авторское кино, если хотите, артхаус.
Такие имена, как Борис Хлебников, Иван Вырыпаев, Кирилл Серебренников, Андрей Звягинцев (обладатель Золотого льва и Золотой пальмовой ветви) — наша надежда. Хотя слово «надежда» звучит тоже както попредательски.
Эти режиссеры не пытаются передрать с Запада и обладают своим собственным киноязыком, взращенным как раз по тому кинонаследию, о котором говорилось выше.
Например, картина Хлебникова «Сумасшедшая помощь» — прекрасный образец того, как надо снимать некоммерческое кино. «Кислород» Вырыпаева — вообще отдельная история. Эта картина полностью перевернула представление о кино. Только никто этого не заметил, а фильмы не отбили даже тех средств, которые на них были потрачены…
В Россию «другое кино» прокатывать не умеют.
…И это еще одна проблема, которую мы благодушно опустили, но обязательно к ней когданибудь вернемся.
В этой заметке я нарочно обошел стороной Германамладшего, «Бумажный солдат» которого взял в той же самой пресловутой Венеции Серебряного льва. Есть в России одна очень прескверная тенденция — снимать фильмы под конкурс, прекрасно понимая: если выставить в своей картине Россию в неприглядном свете — это понравится. Конечно, говорить правду надо, но не специально фальсифицируя факты и передергивая ситуацию.
Примерно также себя ведет Кира Муратова.
Но это тоже другая история.
Смотрите кино.