Про предстоящие выборы писать скучно, неинтересно про них и читать. Потому что все насквозь предсказуемо и даже якобы интрига – пойдет ли Медведев поперек Путина на выборы президента – не так уж увлекательна. Путин-то точно пойдет, недаром он так активизировался в последнее время: то на байке прокатится, то амфору добудет, то обнаженным торсом страну в очередной раз порадует. Верный признак.
А Медведев все мнется: вроде бы и лицом светит, но как-то нерешительно, без напора и гламура. Дожмут его, мне кажется. Недаром появилась версия на днях, что Медведев во главе народного фронта пойдет на парламентские выборы, да не простым паровозом, а самым что ни на есть реальным кандидатом на депутатский мандат. Избирется, конечно, да и окажется председателем Думы вместо Грызлова, в духе кулуарных договоренностей. Путин, как премьер-министр, станет и.о. президента, ему это не впервой, а в марте спокойно избавиться от двух первых букв. Такая вот нехитрая схема.
Не факт, что она реализуется, но – все равно скучно. Хоть круть-верть, хоть верть-круть, а не миновать нам просвещенного абсолютизма на ближайшие годы. Прохоров свеж, как молодой редис, и незатейлив, как грабли – позволю себе воспользоваться творчеством О.Генри. Речи говорит правильные, но его личное куршавельское прошлое и прошлое возглавляемой им партии не дают поверить в искренность порыва. Жириновский с Зюгановым, наоборот, выходят потихоньку в тираж. Первому хорошо в кресле вице-спикера, запал сохраняется скорее в силу профессионального отношения к делу, ну не может Жириновский не орать на всех! Второй был откровенно скучен в 1996-м, когда имел реальные шансы на власть, чего уж теперь говорить.
Миронов же сейчас вообще не выглядит даже кандидатом в Президенты. Вот Охлобыстин, изобретательный доктор Быков, гнобитель интернов и повелитель мобильников, выглядит куда занимательней. Надысь изъявил желание баллотироваться – то ли в шутку, то ли всерьез. Ей богу, проголосовал бы за него. И вовсе не потому, что Иван подходит на роль Президента. Разве что на роль, кстати, и подходит. Просто любой, абсолютно любой яркий человек не из этой системы потенциально способен стать лидером протестного голосования. Поэтому ни Охлобыстина, ни других подобных фигур не будет, а будет старая заезженная скрипучая пластинка: Путин-Зюганов-Жириновский-Миронов и примкнувший к ним Прохоров (если, конечно, решат, что нужен).
Да, Прохорова, возможно, и используют в качестве приманки, способной привлечь на избирательные участки молодых, длинноногих и политически грамотных (Ильф и Петров, простите!). Но куда ему до суровой харизмы генерала Лебедя, этой темной лошадки выборов образца 1996 года! Вообще, те выборы вспоминаются с ностальгией. Одна дуэль в эфире Киселев-Доренко чего стоила. А коробка из-под ксерокса? А Ельцин, отплясывающий рок-н-ролл? А «Голосуй, а то проиграешь!»? А «Последняя возможность купить еды»? Обморочный первый тур, когда реально брали открепительные бюллетени, чтобы проголосовать в другом городе?
Сейчас, кстати, избирком увеличил тираж открепительных бюллетеней, но не в коня корм. Те выборы, в 1996-м, понятное дело, не были образцом честности. Полуживого Ельцина тащили на выборы слипшиеся с властью олигархи, не желающие терять кормушку и страшащиеся расплаты. Но было интересно и весело потому, что в стране реально было несколько центров силы, и они противостояли друг другу – под ковром и в открытую. Возможно, сейчас все цивилизованней. Спокойней, определенней, стабильней. По крайней мере, внешне. СМИ зачесаны на один пробор, интрига после почти ста процентов Валентины Матвиенко на Красненькой речке умерла, не родившись – считать у нас научились, что с этим поделаешь. Итак, понуро шагая по осенним лужам, мы вступаем в предвыборный период.