16+
Больше новостей
Больше опросов

Зеленые улицы города природной чистоты

Алексей Сафиоллин о своем видении ядра Сургута

12 августа в СурГУ по инициативе Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района (АСО) администрации города, членам АСО и общественности была предложена на рассмотрение концепция застройки ядра города. Результатом этого совещания стала договоренность, согласно которой до середины сентября все желающие могут сформулировать конкретные предложения и идеи относительно ядра города. Предложения могут быть высказаны на главном общественно-политическом ресурсе города siapress.ru и главном строительном портале региона юси.рф (Юграстройинфо).

Стоит поблагодарить администрацию Сургута и компанию-проектировщика, ООО НТК «ЮграСтройПроект» за то, что они согласились вынести на суд Ассоциации строителей и общественности проект именно на стадии его разработки, чего раньше не было. Думаю, в немалой степени как раз поэтому тема ядра безрезультатно обсуждается уже много лет: сургутянам представляли проект уже в законченном виде и, в конце концов, после критических замечаний и дебатов его не принимали. А пока горожане рассуждали, ядро города застраивалось непонятными временными объектами – стоянкой, спортивной площадкой, банями... Необходимо принимать решение. Как сказал глава Сургута Дмитрий Попов, желание «не торопиться» может еще долго тормозить процесс. А его заместитель Андрей Сурлевич добавил, что затягивая процесс, мы и вовсе можем остаться без ядра города.

Свои мысли о ядре Сургута я уже высказывал в 2006 г. («Ядро природной чистоты») и в 2010 г. («Сургут: реальность и мечта»). Заранее оговорюсь: я не архитектор, а, скорее, неравнодушный житель, которому хочется видеть наш город лучше и красивее. И если мы берем на себя ответственность что-то изменить, нам в будущем должно быть не стыдно за принятое решение; более того, этим решением хочется гордиться.

Ядро без идеи, не имеющее магнетизма, не притягивающее к себе, – и не центр вовсе. Многие города мира хотят иметь свое лицо, свой бренд. Кому-то из них это удается, другие города, несмотря на старания, не вызывают положительных эмоций ни у самих жителей, ни у гостей.

По моему мнению, самый изящный архитектор и творец – это сама природа, ничего лучше которой человек пока не придумал. Поэтому считаю нашей задачей, развивая город, не только сохранить все имеющиеся уголки живой природы (я говорю о зеленых массивах, о протоках и реках), но и усилить впечатление о них, передав это потомкам. Таким образом, реализуя тему экологии, мы можем создать уникальный образ города, объединив лесные массивы «зелеными улицами» с обустроенной современной набережной, очистив территории от всего хлама и непригодного.

Города, у которых есть выход к воде (океану, морю) или перерезанные нитками рек – это города-счастливчики, но этим достоянием необходимо грамотно распорядиться. Выстроить набережную, привести ее в порядок и сделать эстетически приятной не так просто, как кажется, однако помочь могли бы градообразующие предприятия, офисные здания которых здесь расположены – ООО «Газпром трансгаз Сургут», ООО «Газпром переработка», ОАО «Тюменьэнерго».

Если мы попробуем «взлететь выше» и взглянуть на центральную часть с помощью спутниковой карты Google, то будет видно, что ядро города можно связать в одну общую систему со сквером «Энергетик», парком «За Саймой», парками в восточном районе, комплексом «Старый Сургут» и пойменной частью Оби. Эти линии зелеными пешеходными улицами через мостики свяжут ядро Сургута с жилыми и активно развивающимися в будущем микрорайонами и приведут на центральную городскую площадь к главному корпусу Университета. Уже сегодня пешеходная проходимость этой части города – без преувеличения, многие и многие тысячи человек. А протянув линии, о которых я сказал, «намагнитив» ядро функционалом 21 века, мы увеличим этот поток в разы, сделав центр интересным горожанам и инвесторам.

Но самое главное – на фактическом примере градостроительства Сургута мы сможем создать новый уникальный образ индустриального современного мегаполиса, который, с одной стороны, способен спасти и сохранить природу и, с другой стороны, остаться энергетическим сердцем России (чем мы часто бравируем).

Огромное место в этой стратегии должно быть отведено Сургутскому Университету, который может, развивая технические дисциплины и точные науки, находясь в городе рядом с мощнейшими высокотехнологическими предприятиями ТЭК и их производствами, вместе с ними стать центром создания для них же специалистов и технологий и, что особенно важно, экологических программ (а сегодня это вызов не только региона, но и государства), способных уже влиять на глобальные процессы российской и мировой экономики и экологии.

Проводя форумы и конференции высокого уровня, при условии если будет что показывать и о чем рассказывать, именно Университет должен взять на себя функцию обеспечения города, региона воспроизводством социальных групп, способных улучшить качество жизни через инновации. Это и есть перспектива развития города, предприятий ТЭК, а для молодежи – место для самореализации в будущем. Только тогда Университет сохранится и займет достойное место в образовании и науке, одновременно станет паровозом для развития самого города. А Сургут вернет статус форпоста, который он имел во второй половине семнадцатого века в освоении Восточной Сибири и северных широт.

Для реализации идей, кажущихся в наше время фантастическими, необходимо уже сейчас создавать проект планировки, подготовить инфраструктуру – фундамент для дальнейшего развития ядра и города в целом. И не важно, какие и какого назначения там будут здания и сооружения в будущем. Сегодня необходимо определить красные линии дорог и проходов, инженерных сетей и коммуникаций, без которых невозможно жизнеобеспечение этой территории. Ведь главное – не то, какие конкретно здания и архитектурные формы наполнят это место. Главное – содержание, коммуникативные пространства и функционал, способность в будущем создать удобные подходы и подъезды, возможности для строительства паркингов, в первую очередь подземных. Одним словом, надо смотреть в будущее, а в будущем Сургут будет развиваться еще многие десятилетия.

В этом смысле считаю сегодня бессмысленными и споры относительно строительства эстакады над лесным массивом, соединяющей проспекты Ленина и Комсомольский (имеется в проекте Генплана). Эта эстакада нужна, она должна стать одной из автомобильных линий, соединяющих ядро города с другими районами. Совершенно однозначно Сургуту «грозит» дальнейшая индустриализация с ростом числа автомобильного транспорта. А это будет означать, что проблема автомобильных пробок только усугубится, для экологии города намного полезней, когда машина едет, а не стоит в пробке. Так что в будущем эстакада, я уверен, все равно появится, и необходимо предусмотреть ее строительство уже сейчас, на стадии формирования концепции ядра города, чтобы потом не пришлось ничего ломать и переделывать. В этой связи не соглашусь с теми, кто считает, что эстакада способна ухудшить архитектурный облик Сургута. Ведь если ее построить по хорошему проекту, с изысками, то она способна украсить центр города не хуже, чем здание любой формы и высоты. Как, например, сегодня можно сказать про Париж, символом которого, наряду с Эйфелевой башней, является и мост Александра III. Невозможно себе представить и Сан-Франциско без его красивейших мостов.

Часто говорят, что Сургут – северный город, поэтому здесь невозможно или неэффективно создавать открытые пешеходные зоны. Мое мнение: чем короче лето, тем ценнее для горожан открытые пространства, зеленые насаждения, возможность провести время на улице. Это видно по плотности городских мероприятий, которые проходят на этой территории.

С другой стороны, в будущем никто не мешает нам по примеру северных американских, канадских и европейских городов создавать и закрытые комфортные общественные пространства. Одним из таких пространств может стать административный центр, под крышей которого разместились бы все те «окошки», где люди оплачивают услуги ЖКХ, штрафы ГИБДД, получают пенсионные выплаты, оформляют страховку, ипотеку и так далее. Сегодня пункты оплаты разбросаны по городу и люди вынуждены тратить много времени, перемещаясь от «окошка» к «окошку». Объединив их в единое городское «окно», мы сделаем жизнь сургутян гораздо более комфортной и увеличим поток людей на территорию ядра города. Или можно предусмотреть строительство крупного постоянно действующего выставочного центра, необходимого городу, бизнесу, предприятиям ТЭК, культуре и т.д. Но не в форме сарая на окраине, как это принято, а в виде пространства, накрывающего поток людей и забирающего их с холодной улицы.

А создав здесь условия, которые обеспечат поток людей, мы привлечем инвестора, который не пожалеет денег для поиска хороших – лучших! – архитектурных решений и возьмет на себя проблему ветхого жилья, все еще занимающего много места в главной части Сургута, ведь сам город пока не в состоянии решить этот вопрос.

Подводя итог, скажу, что какая бы идея ни была принята за основу, ядро Сургута должно привлекать людей своей экологичностью и комфортом, а также создавать условия для развития города.

Автор - президент Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района

 



19 августа 2011 в 09:42, просмотров: 4571, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. Женщина умерла от шока после встречи с акулой во время купания в Египте 690
  2. ​В Югре опрокинулась моторная лодка, один человек пропал без вести 689
  3. Всего 10 югорчан заболели ковидом за сутки 627
  4. В Югре отменили большинство ковид-ограничений 576
  5. ДТП с погибшим произошло на трассе Сургут – Когалым 569
  6. ​За неделю в Нижневартовске подешевели 13 позиций продуктов, сообщили в мэрии 496
  7. В ХМАО автомобиль сбил велосипедиста - мужчина пролетел несколько метров 486
  8. ​В Югре пошли грибы. Как и где собирать? ОБЗОР СИА-ПРЕСС 474
  9. В Нижневартовске три дня не будет горячей воды 459
  10. Облачно, местами осадки. Синоптики дали прогноз на понедельник в Югре 445
  1. ​Завершается прием заявок на программу «Женщина-лидер в УрФО» 2758
  2. В Югре откроются первые рестораны «Вкусно и точка» 2517
  3. Многоэтажный дом на Комсомольском проспекте сдали в срок 1651
  4. Недострой на «грэсовском пятачке» в Сургуте снесут уже в этом году 1615
  5. ​Этого события ждали десять лет – в Сургуте появится улица имени легендарного геолога Виктора Пархомовича 1498
  6. Снос сургутского ресторана «VIP 777» откладывается 1484
  7. Андрей, дорогой, прощай... 1456
  8. Русские «макдаки» не открылись в югорских городах 1430
  9. В Нижневартовске нашли мертвого мужчину и охотничье ружье 1420
  10. Сургутский застройщик вынужден сам компенсировать ставку по льготной ипотеке 1375
  1. Железнодорожный вокзал: уродец или сокровище, которое мы вот-вот потеряем? // ФОТО 8846
  2. Умер солист «Ласкового мая» Юрий Шатунов 6229
  3. ​Михаил Гельфанд: «Нам скоро будет некого учить. Я никогда не подписывал столько рекомендательных писем, сколько этой весной» 5731
  4. Куда сходить в Сургуте на выходных 11-12 июня? // АФИША 3549
  5. Андрей Филатов позвал сургутян на тренировочный полет «Русских витязей» 3408
  6. Замерзающие вартовчане просят власти нагреть батареи в их квартирах 3280
  7. ​Завершается прием заявок на программу «Женщина-лидер в УрФО» 2758
  8. Что нового ждать в сургутской архитектуре и градостроительстве // Александр Коновалов 2662
  9. Поел плов и умер. В Сургуте на празднике Сабантуй погиб подросток 2630
  10. ​Цены упали! 2615