После возвращения из отпуска, часть которого прошла в Чехии, я делился свежими впечатлениями об увиденном с друзьями. Когда речь зашла о манере общения европейцев друг с другом – по моему мнению, крайне уважительной, дружелюбной и настраивающей на позитивный лад, я услышал от своего крайне патриотичного друга следующее: «Не надо возводить их мнимую приветливость в культ!». С этого момента рассказ о зарубежных нравах превратился в межкультурный спор.
С моей стороны были следующие тезисы: сразу по прибытии в Чехию возникло ощущение не то что иной страны, а иной реальности. Я совершенно четко осознал это, когда на эскалаторе в пражском метро проходящий мимо парень почти незаметно задел край моего рюкзака и тут же обернулся и начал извиняться. Никто не говорит, что в России подобное невозможно – но у нас это не является общепринятым стандартом, а уж если кто проявит такую вежливость – то это, скорее, приятное исключение из обыденного правила.
Но это было только начало. Далее следовала нескончаемая цепочка переживаний культурного шока от происходящих вокруг сюрреалистических с точки зрения россиянина событий. Например, 15-метровая очередь за билетами на главном железнодорожном вокзале Праги рассасывалась за три-четыре минуты. В некоторых общественных туалетах роль кассира вообще исполняло блюдечко (интересно, через сколько минут подобной практики в России посетители бы сперли эту несчастную тарелку?). Да и внутренний детектор ни разу за все пребывание в Европе не обнаружил даже малейшего проявления столь привычного бытового хамства.
Мой друг на все это ответил просто: все европейские «натянутые» улыбки и «показная» вежливость – не более чем проявление протокольного дружелюбия: «На самом деле ты и твои проблемы там никому не нужны. Если тебя спросят: «Как дела?», твоя задача ответить: «Хорошо, а у тебя?». Попробуй только заикнись о каких-то трудностях – тебя тут же вежливо отправят к психоаналитику – мол, изливай душу ему, а не мне». В общем, согласно этой логике, плевать на тебя хотели и европейцы, и россияне, но последние этого, по крайней мере, никак не скрывают.
Да, я готов делать скидку на то, что в Европе очень много туристических мест, где дружелюбие витает в воздухе из чисто коммерческих соображений – но на курортах Краснодарского края почему-то ничего подобного не наблюдается. Да, я согласен, что западное дружелюбие во многом носит протокольный характер (как у японцев, которых с детства учат улыбаться почти в любой ситуации) – но если это создает эффект принципиально иной приятной атмосферы, то разве это плохо?
Нет сомнений в том, что среди европейцев есть немало хамов и откровенных моральных уродов, а среди наших соотечественников – огромное количество приятных и вежливых людей. Но, наткнувшись после возвращения из Чехии на почти ненавидящий взгляд бабушки, продающей билеты в московском метро, я понял – то ли критической массы приветливости среди россиян не хватает, то ли действительно давление проблем, порождаемых обществом и государством, слишком сильно. Очень жаль.