Желание контролировать, что читают, слушают, делают люди, присуще любому тоталитарному режиму. Порой это стремление доходит до абсурда, лучше всего описанного Оруэллом в незабвенной антиутопии «1984». Даже при современных разветвленных способах распространения и передачи информации это желание не проходит.
Спецслужбы и контролирующие органы научились ловко управляться с интернетом. ГИБДД просматривает любительские ролики аварий на YouTube, используя их для расследования причин ДТП. Роскомнадзор внимательно читает комментарии пользователей в электронных СМИ в поисках экстремистских высказываний. А уж кто может читать электронную почту — можно только догадываться.
Стремление загнать хоть в какие-то рамки закона виртуальное пространство, которое развивается слишком быстро и хаотично, с одной стороны, кажется — вполне логичным. С другой — часто напоминает попытки «объять необъятное» и «впихнуть невпихуемое».
Нас все чаще подводят к осознанию того, что за все сказанное в сети необходимо нести ответственность. Что за грубый или хамский комментарий на каком-нибудь сайте можно отхватить — точно так же, как за мат в общественном месте. Проблема лишь в том, что «фильтровать сетевой базар» на деле гораздо сложнее. На днях пензенского блогера Владимира Волкова органы предупредили о том, что готовятся предъявить ему обвинение по статье 282-й УК (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека по национальному, расовому или религиозному признаку). Загвоздка в том, что в вину блоггеру ставят не его собственные высказывания в сети, а записи виртуальных «друзей» будущего обвиняемого, найденные следствием в так называемой «френдленте». То есть виноват блогер в том, что просто читал не то. У Волкова с правоохранительными органами вообще давние и «нежные» отношения — с тех пор, как в прошлом году его подозревали в поджоге местного офиса «Единой России». Но речь сейчас не о том. Экспертам, пристально изучавшим записи «друзей», много чего не понравилось — к примеру, фразы «православие головного мозга» или «мочить в сортире». Абсурд, но цитата Путина, уже ставшая канонической, в изложении другого лица стала поводом для возбуждения уголовного дела и даже была признана экстремистской.
От попадания под следствие, по сути, не застрахован никто из нас. В январе 2010 года русский писатель Лев Николаевич Толстой был признан экстремистом в ходе судебного процесса в Таганроге. Экспертиза засвидетельствовала экстремистский характер мировоззрения Толстого, возбуждавшего религиозную вражду и/или ненависть по признакам все той же статьи 282. Экстремиста-Толстого, к слову, все еще проходят в школе на уроках литературы, что в свете решения таганрогского суда просто недопустимо. Так что избавьтесь от «Войны и мира» и «Анны Карениной». От греха подальше. И вообще от книг. И не читайте в интернете что попало. Разве вам нужны порочащие вас связи?