16+
Больше новостей
Больше опросов

Под прессом корпораций

Цензура в России, как известно, запрещена Конституцией - пунктом 5 статьи 29. А что на деле? Чтобы проверить это, достаточно включить телевизор. Выхолощенные новости, отретушированная до идеального состояния картинка, проблемные моменты и спорные ситуации – в строго отведенных дозах… «Телевизор умному человеку не нужен, потому что умный человек умеет читать», - написал когда-то в «Газете.ру» бывший главный редактор «Ведомостей», а ныне главред портала slon.ru Леонид Бершидский. - Вот если в прессе не станет свободы – тогда беда, пора уходить в подполье».

В каком-то смысле Бершидский в итоге так и поступил, уйдя работать в интернет-СМИ, где понятие «свободы слова» еще не так размыто. Проблема цензуры, с которой сталкиваются сегодня печатные издания, исходит не столько от власти, сколько от коммерческих структур. «Политическая цензура не тотальна. С ней можно играть в «кошки-мышки». И если не все, то большая часть хороших (совестливых и не халтурных) советских журналистов, писателей, теледеятелей и т.д. постоянно это делали», - сказал в одном из интервью Артемий Троицкий.

Эта стратегия многими журналистами (и порой небезуспешно) используется и сегодня - даже там, где, казалось бы, ее не может быть по определению. Июньский номер политически безобидного журнала «Эсквайр», позиционирующего себя как «чтиво для интеллектуалов», вышел с хлесткой статьей об отсутствии в стране лекарств для детей с редкими заболеваниями. Все свое недовольство политикой власти, тратящей миллиарды на «сколковы» и «сочи», но неспособной разрешить ввоз необходимых препаратов, журнал «спрятал» на подложке текста, светло-синими буквами, сложить которые в осмысленные фразы, можно лишь при внимательном рассмотрении (самое «безобидное» из этих выражений – «из вас правительство - как из говна пуля»). Если уж «Эсквайр» «достало», что говорить об остальных?

С властью более-менее понятно, но как СМИ строить отношения с тем, с кем опыт общения исчисляется всего парой десятков лет – с рекламодателем? Выработать четкие правила игры за такой короткий срок просто невозможно, оттого большинство независимых или чисто коммерческих СМИ рано или поздно испытывают на себе «коммерческий прессинг». «Мы не хотим, чтобы наш макет стоят рядом с детьми-сиротами (хроникой происшествий, скандальным материалом – продолжить список по вкусу)». «Мы не возьмем ваш журнал на реализацию – там реклама конкурентов». «Пусть поздравление нашего директора будет первым». «Нам не нравится ваш шрифт, пусть в нашей статье будет другой». Это – регулярные претензии в адрес «Нового Города». Их список можно продолжать бесконечно. Некоторые сургутские рекламодатели (банки преимущественно) осуществляют не только нравственную цензуру, а фактически пытаются перекраивать формат издания «под себя». Апофеоз этого абсурда можно увидеть в спектакле «День радио», когда директор радиостанции (транслирующей исключительно русский рок) под нажимом ставит в эфир «блатняк». Смешно? До колик. Грустно? Еще как… А ведь нам, журналистам, приходится ежедневно бороться с этим прессингом тупых, безнравственных пиарщиков.

«Независимые средства массовой информации подвержены корпоративной цензуре, поскольку часто их благополучие напрямую зависит от крупных рекламодателей», - писал когда-то виртуальный автор Киви Берд в «Компьютерре». И рекламодатели об этом прекрасно осведомлены. Вот только как строить отношения со СМИ, молодой (по историческим меркам) российский бизнес пока не знает. Принципы общения с собственными потребителями («Клиент всегда прав», «Любой каприз за ваши деньги») в этой ситуации, как ни странно, не работают. Выступая в роли гипертребовательного клиента, рекламодатель с удивлением понимает, что «луну ему не достанут», а вот «куснуть» и больно могут всегда. «Коммерсант», «приговоренный» несколько лет назад «Альфа-банком» к гигантскому штрафу и публикации опровержения, беспрекословно выполнил оба требования. Но если денежную компенсацию истец получил без проблем, то знаменитый «белый» номер «Коммерсанта» (20 пустых полос и опровержение вверх ногами под заголовком «Полный истец»), наверное, будет сниться руководству «Альфы» до конца жизни…

Иные коммерческие структуры начинают путать лояльность с «прикормленностью», сводя на нет хорошие отношения и пытаясь порой прибегать к открытому шантажу. К счастью, их не так много. И среди бизнесменов есть люди с трезвым взглядом и пониманием, что такое СМИ и как с ними можно общаться. Ведь выбирая на медиарынке информационного партнера, рекламодатель руководствуется его популярностью, объективностью, привлекательностью для читателя. В малоизвестное и скучное издание никто свою рекламу не понесет. Бизнесу нужно просто найти общий язык с «этими неуемными журналистами». Ведь, как сказал все тот же Леонид Бершидский, «если бизнес сможет вписаться во всеобщую «вертикаль», объективная пресса останется для него полезной рекламной площадкой. А значит, сможет не только выживать, но даже иной раз выплачивать штрафы, подобные «коммерсантовскому».



29 июня 2010 в 15:58, просмотров: 2437, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​В Югре из-за разлива нефтепродуктов горит река Обь 1800
  2. ​Губернатор Югры провела первую встречу с новым главой Сургута 1284
  3. ​Буду держать вас за руку 1137
  4. В Югре ​104 человека за сутки заболели коронавирусом 1116
  5. Филатов может пошутить над собой — это хорошо. Но странно, что на инаугурацию не приехала Комарова 1098
  6. ​Югорчанка выжила под снежным завалом 994
  7. ​В 2021 году в крупнейшем городе ХМАО планируют расселить 64 плохих дома 992
  8. ​Ковид унес жизни еще двух человек в Югре 949
  9. ​Сургут примет первый форум зоозащитников 921
  10. ​Названо приложение, которое нужно удалить с телефона 874
  1. ​Намек ясен 4559
  2. ​Плагиат? Обложка нового альбома Земфиры повторяет оформление сингла неизвестного исполнителя 4184
  3. ​Не тот «СеверСтрой»: недвижимость сургутского строителя арестовали из-за компании-тезки 3769
  4. ​В Югре ищут преступника, вознаграждение - 200 тысяч рублей // ОРИЕНТИРОВКА 3735
  5. ​В Нижневартовске 13-летний подросток выпал с 15 этажа и остался жив 3551
  6. Югорского спасателя обвинили в коррупции и мошенничестве 3530
  7. Вартовчанин хотел купить Ауди, но был обманут мошенниками 3278
  8. ​Медвежья услуга: экс-руководитель Пенсионного фонда в Нижневартовске стал фигурантом уголовного дела 3229
  9. ​Артема Кириленко ждут на работу в городской администрации 3004
  10. ​Машине снесло крышу: под Нефтеюганском в ДТП погиб человек 2991
  1. ​Чиновники планомерно занимаются отчуждением общественных пространств в пользу крышуемых ими бизнесов 20535
  2. ​ИНСАЙД. Дмитрий Попов возвращается в Сургутнефтегаз 13567
  3. В районе Нефтеюганска автомобиль влетел в КАМАЗ: водитель легковушки не выжил 12127
  4. ​Весна задержится: синоптики дали прогноз на весну и лето 2021 года в Сибири 11679
  5. ​Сургутянка похитила у администрации более 4 миллионов рублей 10693
  6. ​Дмитрий Попов приступил к работе в Сургутнефтегазе 9003
  7. ​Сургутянам стали доступны товары «Леруа Мерлен» 8401
  8. ​ЭКСКЛЮЗИВ СИА-ПРЕСС. Андрей Филатов: «Глава, который не берет на себя ответственность, Сургуту не нужен» 7931
  9. ​В Сургуте начинается продажа квартир в малоэтажном ЖК «Зеленый» 7865
  10. ​Жители Нижневартовска пожаловались на замороженное молоко на прилавках магазина 7458