16+
Больше новостей
Больше опросов

Под прессом корпораций

Цензура в России, как известно, запрещена Конституцией - пунктом 5 статьи 29. А что на деле? Чтобы проверить это, достаточно включить телевизор. Выхолощенные новости, отретушированная до идеального состояния картинка, проблемные моменты и спорные ситуации – в строго отведенных дозах… «Телевизор умному человеку не нужен, потому что умный человек умеет читать», - написал когда-то в «Газете.ру» бывший главный редактор «Ведомостей», а ныне главред портала slon.ru Леонид Бершидский. - Вот если в прессе не станет свободы – тогда беда, пора уходить в подполье».

В каком-то смысле Бершидский в итоге так и поступил, уйдя работать в интернет-СМИ, где понятие «свободы слова» еще не так размыто. Проблема цензуры, с которой сталкиваются сегодня печатные издания, исходит не столько от власти, сколько от коммерческих структур. «Политическая цензура не тотальна. С ней можно играть в «кошки-мышки». И если не все, то большая часть хороших (совестливых и не халтурных) советских журналистов, писателей, теледеятелей и т.д. постоянно это делали», - сказал в одном из интервью Артемий Троицкий.

Эта стратегия многими журналистами (и порой небезуспешно) используется и сегодня - даже там, где, казалось бы, ее не может быть по определению. Июньский номер политически безобидного журнала «Эсквайр», позиционирующего себя как «чтиво для интеллектуалов», вышел с хлесткой статьей об отсутствии в стране лекарств для детей с редкими заболеваниями. Все свое недовольство политикой власти, тратящей миллиарды на «сколковы» и «сочи», но неспособной разрешить ввоз необходимых препаратов, журнал «спрятал» на подложке текста, светло-синими буквами, сложить которые в осмысленные фразы, можно лишь при внимательном рассмотрении (самое «безобидное» из этих выражений – «из вас правительство - как из говна пуля»). Если уж «Эсквайр» «достало», что говорить об остальных?

С властью более-менее понятно, но как СМИ строить отношения с тем, с кем опыт общения исчисляется всего парой десятков лет – с рекламодателем? Выработать четкие правила игры за такой короткий срок просто невозможно, оттого большинство независимых или чисто коммерческих СМИ рано или поздно испытывают на себе «коммерческий прессинг». «Мы не хотим, чтобы наш макет стоят рядом с детьми-сиротами (хроникой происшествий, скандальным материалом – продолжить список по вкусу)». «Мы не возьмем ваш журнал на реализацию – там реклама конкурентов». «Пусть поздравление нашего директора будет первым». «Нам не нравится ваш шрифт, пусть в нашей статье будет другой». Это – регулярные претензии в адрес «Нового Города». Их список можно продолжать бесконечно. Некоторые сургутские рекламодатели (банки преимущественно) осуществляют не только нравственную цензуру, а фактически пытаются перекраивать формат издания «под себя». Апофеоз этого абсурда можно увидеть в спектакле «День радио», когда директор радиостанции (транслирующей исключительно русский рок) под нажимом ставит в эфир «блатняк». Смешно? До колик. Грустно? Еще как… А ведь нам, журналистам, приходится ежедневно бороться с этим прессингом тупых, безнравственных пиарщиков.

«Независимые средства массовой информации подвержены корпоративной цензуре, поскольку часто их благополучие напрямую зависит от крупных рекламодателей», - писал когда-то виртуальный автор Киви Берд в «Компьютерре». И рекламодатели об этом прекрасно осведомлены. Вот только как строить отношения со СМИ, молодой (по историческим меркам) российский бизнес пока не знает. Принципы общения с собственными потребителями («Клиент всегда прав», «Любой каприз за ваши деньги») в этой ситуации, как ни странно, не работают. Выступая в роли гипертребовательного клиента, рекламодатель с удивлением понимает, что «луну ему не достанут», а вот «куснуть» и больно могут всегда. «Коммерсант», «приговоренный» несколько лет назад «Альфа-банком» к гигантскому штрафу и публикации опровержения, беспрекословно выполнил оба требования. Но если денежную компенсацию истец получил без проблем, то знаменитый «белый» номер «Коммерсанта» (20 пустых полос и опровержение вверх ногами под заголовком «Полный истец»), наверное, будет сниться руководству «Альфы» до конца жизни…

Иные коммерческие структуры начинают путать лояльность с «прикормленностью», сводя на нет хорошие отношения и пытаясь порой прибегать к открытому шантажу. К счастью, их не так много. И среди бизнесменов есть люди с трезвым взглядом и пониманием, что такое СМИ и как с ними можно общаться. Ведь выбирая на медиарынке информационного партнера, рекламодатель руководствуется его популярностью, объективностью, привлекательностью для читателя. В малоизвестное и скучное издание никто свою рекламу не понесет. Бизнесу нужно просто найти общий язык с «этими неуемными журналистами». Ведь, как сказал все тот же Леонид Бершидский, «если бизнес сможет вписаться во всеобщую «вертикаль», объективная пресса останется для него полезной рекламной площадкой. А значит, сможет не только выживать, но даже иной раз выплачивать штрафы, подобные «коммерсантовскому».



29 июня 2010 в 15:58, просмотров: 2459, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Профессиональный рост: как выбрать идеальную компанию без стресса 1228
  2. ​В Сургут идет тепло 1104
  3. ​Число новых ковидных больных в Югре растет 761
  4. ​Осужденные в Югре шьют — но не дело 579
  5. ​Новые пособия, изменения в правилах охоты, ОСАГО без техосмотра и брак без штампа – обзор нововведений августа 550
  6. ​В отпуск — спонтанно. Россияне перестали планировать отдых 440
  7. ​Сургутяне короны не боятся. Или боятся? 413
  8. ​СИА-ПРЕСС WEEKLY. Отставки, благоустройство и новый морг 363
  9. ​Электросамокатим! // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 331
  10. ​Ошибка коммунистов 229
  1. ​Актив подследственного югорского олигарха выставлен на продажу 9380
  2. ​В Нижневартовске девушка погибла при загадочных обстоятельствах 5021
  3. ​Смертельное ДТП в Нижневартовске: фото и официальный комментарий 4303
  4. Вартовчанин выиграл золотую медаль на Олимпиаде в Токио 3446
  5. ​Из-за спешащего водителя на «Ладе» в ДТП под Нижневартовском пострадали четыре человека 3270
  6. ​Президент Путин прислал телеграмму олимпийскому чемпиону из Нижневартовска 3170
  7. Актер Борис Галкин попросил оградить от принудительной вакцинации детей 3157
  8. Нижневартовский тхэквондист вышел в полуфинал Олимпиады 3059
  9. ​Прилетел! В аэропорту Нижневартовска встретили олимпийского чемпиона // ФОТО 3019
  10. Сильный ветер повалил несколько деревьев в Нижневартовске 2988
  1. ​Один из 112: главный врач Югры рассказал о последствиях вакцинации от ковида 25839
  2. ​Плывем: как Нижневартовск справляется с сильнейшим летним ливнем // ВИДЕО 11385
  3. ​Бизнесвумен из Нефтеюганска обвиняют в хищении восьми миллионов из бюджета 10513
  4. ​Ухнул в яму: автобус с пассажирами в Сургуте провалился на повороте 10231
  5. ​Состояние бодрое, сознание ясное: в Нефтеюганске член партии ЛДПР продолжает голодовку 9818
  6. ​Актив подследственного югорского олигарха выставлен на продажу 9380
  7. ​Я/МЫ – Валерия Башкирова 8957
  8. ​В Нефтеюганске достроят детсад-долгострой, на крыше которого развлекаются дети 8632
  9. ​Срочно! В Югре объявили новые коронавирусные ограничения 8221
  10. У двух годовалых детей в Нижневартовске выявили COVID-19 7908