Почему Сколково? Почему, например, не Новосибирск, Пермь или Екатеринбург? Не стоит искать логики в выборе места. Ее не было и год назад — когда в стране определяли четыре игорные зоны.
В чем отличительная особенность города инноваций? Прежде всего в условиях, необходимых для развития научной, творческой среды. И деньги тут играют далеко не первую роль. В первую очередь нужна инициатива снизу — у людей должны быть идеи и желание создавать новое. Силиконовая долина в США не появилась по указке сверху. Стэнфордский индустриальный парк был создан руководителями и выпускниками университета. Последующие налоговые льготы и правительственная поддержка были лишь следствием, но никак не причиной развития Долины.
В России же ситуация поворачивается с ног на голову. «Мы все это затеяли не ради того, чтобы построить определенное количество коттеджей или же создать производственные условия, лаборатории. Это все важно, но это все инфраструктура. Самое главное, чтобы там появились люди», — сообщил Медведев на днях в Ханты-Мансийске.
Впрочем, люди-инноваторы в отечестве имеются. К примеру, «герой месяца», спикер Госдумы Борис Грызлов, продвигающий «Чистую воду». Скандальный проект сроком на десять лет, оцененный в 15 триллионов рублей, вызвал бурную реакцию. Большинство оппонентов уверены: предложенная программа — чистой воды афера. Глава комиссии РАН по борьбе с лженаукой Эдуард Кругляков заявляет, что после фильтров Петрика в «очищенной» воде гибнут живые организмы. Грызлов, в свою очередь, критикует комиссию за препятствование инновациям.
Под шумок, как водится, деньги на «Чистую воду» уже выделены — пусть и по пять млрд. в год. Ну и ничего, не первый раз. В 1992 году Борис Ельцин отстегнул 150 миллионов на разработку способа выделения энергии из гранита. Бюджет от этого не рухнул, а электростанции по-прежнему топятся газом и углем. Отечественная наука, пережившая шоковую терапию, сейчас находится в настолько подвешенном состоянии, что собирать ее по кусочкам придется еще долго.
По заверениям Минфина, все типичные для мировой практики льготы для инноваторов в законодательстве России уже есть и добавлять туда, в принципе, нечего. Однако странно, что в таких «комфортных» условиях достойных инноваций в последние годы так и не появилось. Большинство умов уехали за границу, оставшиеся еще что-то пытаются делать в некоторых регионах, при этом псевдоидей и разработок неизвестно от кого вокруг масса.
Сегодня разобраться, кто ученый, а кто шарлатан, не могут порой даже в Российской академии наук. Во вновь открытый центр в Сколково, судя по всему, поедут и те, и другие. Бюджетные деньги-то надо осваивать. И хорошо, если в результате мы увидим хоть какойнибудь технический прорыв, а не очередную попытку добыть электричество из камня.