16+
Больше новостей
Больше опросов

​Уверен, лет через 10-15 образование будет кардинально отличаться от того, что мы видели в допандемийную эпоху

Как цифровизация влияет и как должна влиять на образование

​Уверен, лет через 10-15 образование будет кардинально отличаться от того, что мы видели в допандемийную эпоху
Фото из архива автора

2020-й год запомнится не только приходом коронавируса, но и сопутствующим пандемии взрывному росту влияния цифровых технологий на социальную жизнь общества. До «Матрицы», нам, конечно, пока далеко, но коренные перемены уже произошли, ко многим из них мы даже уже успели настолько привыкнуть, что считаем их данностью.

Вряд ли, можно сказать, что за год человечество придумало что-то принципиально новое. Нет, все это уже было – мессенджеры, видеочаты, QR-коды, образовательные платформы, софт для удаленной работы, онлайн-сервисы. Но именно пандемия «короны» и вызванная ей необходимость самоизоляции стала тем триггером, благодаря которому в «цифра» ворвалась в жизнь каждого из нас.

Можно этому событию радоваться, можно негодовать, но сам процесс уже не остановить – пока живо человечество, будет и жива его тяга к прогрессу. Что же можно сделать? Во-первых, использовать главное правило эволюции: в любой непонятной ситуации – приспосабливайся. Во-вторых, нельзя допускать, чтобы процесс становился важнее результата.

Попробую проиллюстрировать эти тезисы на самой острой теме в данном контексте – образовании.

Особенно жаркие споры вызывает внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Действительно, образование традиционно довольно консервативно. Формат аудиторных лекций-конспектов-семинаров уходит еще в средние века, но как говорится – «работает – не трогай?». Нет, прогресс здесь тоже не остановить. Хотим мы того или нет, но, уверен, лет через 10-15 формат и школьного, и высшего образования будет кардинально отличаться от того, что мы видели в допандемийную эпоху. К этому нужно было готовиться (приспосабливаться) еще вчера, готовить кадры, проводить исследования, адаптировать существующие технологии и точечно внедрять новые «фишки». Сейчас мы это наверстываем порой слишком быстро, что приводит к очевидным проблемам.

Теперь про «во-вторых». Если кратко – важно не допускать подмены понятий, что здесь является объектом, а что субъектом. Не цифровизация определяет, каким будет образование, а образование пользуется там, где это необходимо, плодами цифровизации. Новые технологии в первую должны помогать улучшить качество образования, а не снижать издержки и увеличивать лайки и просмотры.

Например. Очень круто, что сейчас любой школьник может смотреть уроки ведущих педагогов со всего мира! Это плюс цифровизации, которого мы в свое время были лишены. Но когда вся учеба проходит в онлайне – это уже негативно влияет на конечный результат, теряется мотивация и контакт спикера и слушателя, в этом случае технологии оказываются важнее образования. Безусловно – онлайн уроки нужны как дополнение к очному общению ученика и педагога: это и доступ к самым лучшим лекциям, это решение проблем актировок и карантинов, и просто более удобный формат для ряда занятий.

Или гейметизация (внедрения элементов соревновательности игр) в учебном процессе. А ведь у нас она тоже была: мы боролись за лучший средний бал – рядами, классами, получали звездочки, выпиленные из картона на уроках труда. Сейчас дети так же увлеченно соревнуются уже в онлайне, как в личном, так и в командных зачетах. Отличная история для стимулирования учеников к достижению результата своим умом и освоения дополнительных знаний.

Но опять, же все хорошо в меру, нельзя забывать, что это всего лишь игра и убивать весь интерес обязаловкой и кнутом. То же касается технологий виртуальной и дополненной реальности, как инструмент – очень хорошо! Стоит ли из-за него закрывать кабинеты труда, химические и физические лаборатории? Отнюдь! Наоборот, важно дать представление, как виртуальный объект выглядит в реальном мире или ставить обратные задачи оцифровки реальности в виртуальность.

Особенно меня позабавили онлайн-уроки физкультуры у дочери во время карантина, но даже в них есть своя польза – я и сам регулярно занимаюсь дома с виртуальным тренером, главное не сачковать и не забывать выходить из дома на пробежку, лыжню или педали покрутить.

Еще один важный аспект — технологии не должны полностью заместить реальных учителей и педагогов в школах и вузах. Облегчить их работу, автоматизировать ряд рутинных занятий – да, но успех любого хорошего учителя – это творческий подход и любовь к своему делу, здесь уж никакой искусственный интеллект не справится.

Резюмируя: цифровизация и дальше будет менять нашу жизнь, главное, чтобы не человек становился рабом технологий, а технологии работали на нас.



14 июля в 20:54, просмотров: 2307, комментариев: 9


Комментарии:
Alkonowa1ow
«Цифровизация» или не «цифровизация» в образовании:не в этом суть дела. Согласно концепции современного образования, подготовленного и внедрённого с подачи разработчиков из ВШЭ ( ЕГЭ, двухуровневая система высшего образования, ФГОСы в среднем образовании и другие новации последних 20 лет) главным является подготовка «профессионального потребителя». ПОДГОТОВКА ПОТРЕБИТЕЛЯ. Зачем в стране, являющейся сырьевым придатком мировой экономики «профессиональные ученые и конструкторы»? Зачем давать лишние знания, начиная со школы и кончая ВУЗами. Конечно есть у нас в Югре 155 стобаллников, которые выходили далеко за рамки школьных программ. Ну а остальные тысячи выпускников как? В рамках кургузой школьной программы. «Здесь учи, а здесь не учи тебе это не надо». Профильное образование называется. Занятия в режиме он-Лайн для нынешнего поколения, да и для будущего поколения это ущербно. Даже с точки зрения мотивации никто не будет «включать свою голову» если есть ИИ. За учащимися и студентами должен быть контроль. Контроль посещаемости лекций, контроль выполнения домашней самостоятельной работы, проверка усвоения материала, проведение практических и лабораторных работ, сдача зачета по предмету или зачетов для допуска к экзамену и другие инструменты обучения и т.д. Ну, скажите дорогой, это советская система образования…. А чем же она была плоха? А что природа человека в либеральном обществе изменилась стала другой? Лень никто не отменял. «Умный в гору не пойдёт-умный гору обойдёт». Поэтому вся «цифровизация» нынешнего образования приведёт к ее дальнейшей деградации. Потому как нет Главного. Нет стимула получать качественные знания, которые будут стартовой площадкой к успеху в жизни, нет стимула с помощью образования добиваться успешной карьеры и достойного вознаграждения. В достижении успеха в жизни в нашем обществе качественное образование почти не играет никакой роли. Или почти не играет. А потому мотивации к получению фундаментальных знаний у нынешних «школяров» и студентов нет. А потому тратить время на получение дополнительных сверх программы знаний никто не будет. Короче будем и дальше штамповать «квалифицированных потребителей». Хоть очно в хоть дистанционно.
Швондер.
Учись не учись а министр в часах за 70000 баксов не ты а сынулька главного по гебне.
Образование нужно получить максимально, чтоб свалить из мордора
Alkonowa1ow
Что толку рассуждать об образовании через 10-15 лет, когда с нынешним образованием мы уже сейчас безнадежно отстали от стран первой десятки в науке, в технике и технологиях. Дальше будет ещё хуже, ибо существующие систему образования никто менять не собирается. Она устраивает всех: общество, государство и бизнес. Осталось отработать советский задел в атомной и космической отрасли и мы на уровне «Африки». Все остальное успешно мы похерили согласно реформам в промышленности, затеянной в начале 90-х, когда говорили: «Зачем нам производить «галоши», купим на Западе». А создавать и производить с нынешними «мозгами» нам не дано. Таким образом наш удел стать «квалифицированными потребителями» всего того, что производит Запад. Пока есть есть чем расплачиваться за потребление, то есть углеводородами, металлом, лесом, алюминием. И здесь ещё при экспорте нас пытаются в ЕС «ободрать», придумав ввести плату за выбросы углекислого газа при производстве металла и других наших экспортных сырьевых продуктов. Что обойдётся нашей экономике в потере 7,6 млр долларов дохода от экспорта. Берут уже «за воздух». А производить высокотехнологичную продукцию, кроме вооружения (пока ещё есть советский задел), с нашим образованием «профессиональных потребителей» и «гуманитариев» и полученными на выходе «мозгами» просто не получится. А у коммунистического Китая, который ещё 50 лет назад казался нам безнадёжно отсталым, «гоняющим воробьев» для спасения урожая и домашних доменных печей для производств чугуна сегодня творит чудеса в науке и технологиях. Привлекая иностранных инвестиции они привлекли и технологии и завалили весь мир практически всем что нужно для «профессионального потребителя» в России. Поэтому говорит не очень больше, даже о об образовании, каким он будет через 10-15 лет.
Уважаемый Алексей!Как правильно Вы подметили.что мы стали "рабами" новых технологий.А учитель 21 века уже трудиться 24 часа в сутки. ,в связи с новыми технологиями.Как учииель Советского Союза могу сказать.что мы "обслуживаем" эти инновационные технологии.Детей учить некогда.Какое счастье для меня трудиться у частника,.где только дети.учебник и ты.Дети учителя слышат и слушают без всякой интерактивной доски.Все эти он лайны должны быть дополнением к образовательному процессу.И точка.А главное -.у "частника" нет этих безумных отчетов. которые нужно делать "вчера".Поэтому. все подстраиваются.но знаний у детей не прибавляется.А что касается спорта и тренировок....в зал.на площадку.Дома...только упражнения допустимы.а целые тренировки,простите,для ленивых людей.Новые шкооы должны быть построены со спортивными площадками и футбольными полями.Например.новая школа сдается с игровой площадкой детского сада.где трава проросла сквозь асфальт.Вот скажите ,пожалуйста.кто принимает такие отчеты и проекты современных школ?
Alkonowa1ow
«Теряется контакт «спикера» и слушателя». В современном образовании преподавателя или учителя уже называют «спикером»? Это зашквар. Можно допустить называть этим словечком с легкой иронией депутатских «начальников» всех уровней. Помнится время, как это слово вошло в обиход. Во время визита Председателя Верховного Совета РФ Руслана Хасбулатова в Сургут в СМИ помещенао было фото Хасбулатова на оленьих нартах с подписью ниже: «Железный птица прилетел, «спикера» приехала». Так вот эта «спикера» (между прочим настоящий преподаватель-профессор по жизни) в актовом зале Дома Советов на Энгельса, 10 на встрече с народными депутатами Сургутского городского Совета в 1992 году нёс такую хрень. Но что с него возьмёшь-«спикер». Говорящая голова с чужих слов. Несерьезное это слово спикер. Не наше это слово - «спикер» (спич), как будто в нашем богатом русском языке нет другого определения функции Председателя Думы, учителя в школе или преподавателя в Вузе в образовании.
Швондер.
Спикер зашквар а зашквар нет. Бегом в ауе
Alkonowa1ow Швондер.
“За что купил, за то и продаю».
Alexey Kuchin 6xz34e
Уважаемая 6xz34! Мне все это напоминает историю с волной автоматизации бизнеса захлестнувшую мир еще в 90-ые, тогда тоже казалось, что повальная компьютеризация и автоматизация всех бизнес-процессов - это ключ к успеху! Но со временем многие компания стали осознавать, что они попали в IT-кабалу, расходы на внедрение новых систем управление предприятием, электронного документооборота и прочей автоматизации только росли, а нагрузка на работников не уменьшалась, а наоборот росла! Опять-таки все от того, что начался процесс автоматизации ради автоматизации, а не ради эффективности. Сейчас в бизнес среде сформировалось понимание, что не все бизнес-процессы нужно автоматизировать на 100%. Работает принцип рациональности. В описанной вами ситуации с загрузкой преподавателей, видимо, такого понимания пока нет, надеюсь, это временные издержки цифровой трансформации... Если у вас есть конкретные предложения, напишите мне куда-нибудь (в любую удобную соц.сеть, например). Подумаем, как их можно продвинуть. По приемке школ - проект обязан проходить гос.экспертизу и соответствовать всем действующим нормам, работы принимает заказчик, в данном случае, видимо, ДАиГ.
Районный критик
из всего текста вынес новое слово. гейметизация. это про общественника и налогоплательщика?
Показать все комментарии (9)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Сургутский гигант увлекся вакцинацией 2544
  2. ​Сергей Солод ушел в отпуск, а его «уволили» 1977
  3. Почти 400 иностранцев вартовчанин фиктивно зарегистрировал у себя в квартире 1637
  4. Гостиницу в Нижневартовске переделали в обсерватор для больных ковидом 1293
  5. Ни один город ХМАО не попал в список городов, куда хотелось бы уехать на пенсию 1235
  6. ​В Сургуте снесли 50 нелегальных павильонов. И это не конец 1233
  7. ​Priora залетела под КамАЗ: в Нефтеюганском районе в ДТП погиб молодой мужчина 1123
  8. ​Просто психанул: в Когалыме спортивный мужчина разгромил скульптуру 1122
  9. ​Помогите найти: сургутянин разыскивает пропавшего барана 1017
  10. Первый этап обновления теплотрассы в Сургуте закончится в августе 994
  1. ​Ухнул в яму: автобус с пассажирами в Сургуте провалился на повороте 9160
  2. ​Я/МЫ – Валерия Башкирова 5721
  3. ​Ханты-Мансийск попал в программу семейных авиабилетов, а Сургут – нет 4223
  4. ​Восемь югорчан решили перепродать трубы с месторождения, но попались полиции 3952
  5. ​Пассажирке стало плохо: в Нижневартовске экстренно посадили самолет из Южно-Сахалинска 3841
  6. Омич спалил в Излучинске склад и машину из-за грусти 3511
  7. Сергей Сериков стал новым главным коммунальщиком Нижневартовска 3471
  8. ​Вартовчанка отдала гадалке Анне 300 тысяч рублей, чтобы вернуть любимого, а он не вернулся 3244
  9. Вартовчане избивали знакомого и не выпускали из квартиры, требуя 35 миллионов 3123
  10. В Нижневартовске будут расследовать дело о пожарах в квартале Б 3086
  1. ​Один из 112: главный врач Югры рассказал о последствиях вакцинации от ковида 24590
  2. ​Певица МакSим в коме: поражены легкие, ковид ни при чем 16308
  3. На трех нефтеюганских воров завели семь уголовных дел 11323
  4. ​Плывем: как Нижневартовск справляется с сильнейшим летним ливнем // ВИДЕО 10511
  5. ​Под Нефтеюганском рыбак вспомнил молодость и угнал два болотохода 10213
  6. ​Бизнесвумен из Нефтеюганска обвиняют в хищении восьми миллионов из бюджета 9640
  7. ​Нефтеюганский полигон для сортировки и хранения мусора откроется до конца года 9278
  8. ​Без масок – особо опасны 9176
  9. ​Ухнул в яму: автобус с пассажирами в Сургуте провалился на повороте 9160
  10. Следственный комитет по ХМАО проведет свою проверку по факту смерти Эльвиры Зиганшиной 8648