16+
Больше новостей
Больше опросов

​У меня на это пять причин

Стоит ли идти на выставку «Память поколений» в Сургуте? Взвешиваем все за и против

​У меня на это пять причин
Фото: vao-mos.info

Итак, стоит ли идти на выставку «Память поколений» в Сургуте?

Если вкратце…

Плюсы:

- Много информации в удобной форме, в том числе о картинах.

- Обилие игр и визуального контента для детей.

- Идея деления картин на эпохи — интереснее, чем может показаться.

- Наличие картин из коллекций музеев Югры.

- Большая интерактивная книга о югорских поисковых отрядах.

Минусы:

- Проекторы уничтожают качество картин.

- Эффект анимации полотен скорее отвлекает.

- Некоторые игры неуместны.

- Актуальна проблема с листанием текстов на сенсорных экранах.

А теперь — подробности.

В историческом парке «Россия — моя история» в Сургуте вторую неделю работает выставка «Память поколений». Посетителей ждет свыше 200 оцифрованных картин о Великой Отечественной войне, многие из которых анимированы. Выставка рассчитана не только на взрослых, но и на детей с 12 лет. Для последних здесь есть множество викторин, интерактивных игр и сенсорных стендов.

Почему проект заслуживает внимания? И в чем очевидные промашки его авторов?

Выставка состоит из восьми залов, картины проецируются на стены и дублируются на сенсорных ЖК-экранах. В некоторых залах имеется звуковое сопровождение — голос диктора или звуковые эффекты. Есть проекторы с датчиками движения для игр и викторин. Также на стенах вывески с цитатами известных личностей — политиков, военачальников, писателей и художников. Это если вкратце. Но дьявол, как водится, в деталях.

Идея использовать проекторы для показа картин, на мой взгляд, неоднозначная. С одной стороны, она избавляет организаторов выставок от долгого процесса сбора картин в экспозицию из разных музеев и частных коллекций и лишает проблем по их транспортировке. Но минусы такого подхода очевидны: неприемлемое для выставки качество изображения. Проекция превращает всю фактуру картины, ее цвет в размытое, блеклое месиво. Это, пожалуй, самый существенный минус.

К счастью, гораздо лучше картины выглядят на жидкокристаллических панелях. Там различим материал, цвета, фактура полотна. Через подобные детали передается посыл художника, характер картины, его потаенная суть.

На сенсорных экранах картины можно не только рассмотреть, но еще и узнать любопытные факты о них, нажимая на разные их области. Это жирный плюс. Да и помимо картин, на них можно встретить просто невероятное обилие информации — хроники войны, сканы реальных распоряжений, докладов с расшифровкой и переводом и прочий бэкграунд. Если рассматривать все обстоятельно, на выставку уйдет часов больше, чем способен вынести человек за одно посещение, так что придется возвращаться, возможно, даже не раз.

Помимо картин, с подачи Военного исторического общества в экспозицию была добавлена рубрика «Война и правда», в которой освещаются мифы о Великой Отечественной войне. К примеру, документально подтверждаются планы нацистов по полному уничтожению Ленинграда и передаче этой территории Финляндии — в случае, если советская сторона сдала бы этот город. Есть также рубрика «Герои и подвиги» — ее название говорит само за себя.

Одна из фишек выставки — анимированные полотна. Дедушка в военной форме прямо с картины машет рукой с букетом, трава колышется, платок на голове девушки развевается. Сами авторы называют их «мини-новеллами», а впечатления от их просмотра сравнивают со встречей с ветеранами. Во всяком случае, так гласит описание выставки.

Мне же сама эта идея показалась… примитивной. Анимация вовсе не способствует погружению, напротив — отвлекает. Более того, многие стенды выставки еще и озвучиваются: пролетающими бомбардировщиками, свистящими пулями, горящим огнем. Во всем этом хаосе сложно сконцентрироваться, уловить свой собственный внутренний отклик от картины, ощутить ее настроение. Это все равно что пытаться читать книгу во время сеанса в кинотеатре. Не хватает тишины. Это проблема, если вы рассчитывали получить «галерейный» экспириенс. Для меня это второй минус.

Однако детей эффекты точно привлекут, и для семей с детьми, пришедших на выставку, это плюс (второй по счету): пока взрослые зачитываются фактами и развенчивают мифы о войне на сенсорных стендах и вывесках, дети активно изучают «живые» картины, проходят квесты и викторины, играют в мини-игры — их на выставке предостаточно.

К слову, об интерактиве. Наряду с действительно интересными играми встречаются и вещи неуместные. К примеру, работу Василия Ефанова «Хищники» на одном из сенсорных стендов предлагают сложить в пазл, а после завершения сборки на экране начинают взрываться разноцветные фейерверки. На фоне испуганного, пятящегося солдата вермахта, застывшего в предсмертном ужасе, и оскаленного, готовящегося на него наброситься волка. Вряд ли Василий Прокофьевич ожидал, что его картину когда-то будут собирать дети. Третий минус.

Минус под номером четыре — интерактивность иногда жутко неудобная. В основном это касается экранов с текстом — они листаются слишком быстро. Изредка также замечал, что тексты обрываются на полуслове или просто перекрываются фотографиями, но это скорее исключение. Да и некоторые игры даже мне оказалось сложно пройти (я так и не смог совершить «Сталинское чудо» при помощи взмахов руками у проектора — новые заводы и засеянные поля слишком быстро вновь становились необжитыми пустырями). Однако отмечу, что стенды периодически обновляются, ошибки исправляются, и хочется верить, что проблемы исчезнут.

Деление картин про войну на эпохи — идея замечательная. Это третий плюс. Особо чуткий зритель уловит в каждой из них весомый отпечаток времени; заметит, как в разные времена менялось отношение к войне. Как это событие превращалось из живой кровоточащей раны в предмет для толкований — сначала осторожных, затем смелых и почти провокационных. Так, например, картины шестидесятников — реалистичные, «дословные» (в те годы процветал социалистический реализм). На них — поля боя, «зенитки», живые солдаты, смотрящие ввысь, огонь и дым. Однако картины полны надежды. Но уже спустя десятилетие изобразительное искусство омрачается, привнося в полотна сюрреалистичные мотивы. На полотнах Обросова черное небо, бледно-желтые лица, темнота вокруг, и чем больше деталей в ней различаешь, тем больше становится не по себе. Поколение в попытках побороть тяжкие травмы искало возможность поделиться своими переживаниями и перешло от образов внешнего мира к изображению душевных терзаний. Возможно, толковать это можно и иначе.

Все это наводит на размышления о том, насколько в принципе новые поколения способны сопереживать своим героическим предкам, не будучи при этом свидетелями трагических событий. Как быть с эгоцентрической человеческой природой — недальновидной и избирательной, способной верить только тому, что видит, и сопереживать лишь тому, что пережила сама. Как, живя в мире, где память осквернена вывесками на фонарных столбах и георгиевскими ленточками на бутылках «беленькой», возродить подлинную Память, если такое возможно. Память без парадов и фейерверков — молчаливую и проникновенную, искреннюю.

Уникальная особенность сургутской версии выставки — наличие картин из коллекций музеев Югры, в том числе авторства местных художников. Этому посвящен весь восьмой зал. Всего таких картин 20. Четвертый плюс.

Отдельно в последнем зале «Памяти поколений» стоит отметить книгу «Имена солдатских медальонов». В книге представлены результаты работы поисковых отрядов округа и история движения. Проект разработан вместе с Татьяной Астафьевой — председателем Союза поисковых формирований «Долг и Память Югры». Союз объединил 29 поисковых отрядов из десяти городов округа.

Книга интерактивная: на белые листы проецируются виртуальные страницы, а специальный датчик следит за тем, какой по счету лист переворачивается, и переключает страницы. На них много иллюстраций: есть и снимки «за работой», и фотографии находок — капсул с именами солдатов (многие из них самодельные). «Поисковики вернули несколько сотен медальонов — все это солдаты, которые считались без вести пропавшими. Это не просто горе семьи, которая не знала, что случилось с их родными. Это еще и финансовый вопрос, ведь если у вашего родственника был статус «пропавший без вести», — выплаты, которые полагались родственникам погибших солдат, тела которых нашли, не производились либо были в разы меньше. Работу, которую проводят поисковики, сложно переоценить», — рассказал Андрей Никитин, начальник службы экскурсионно-методического обслуживания парка «Россия — моя история». Заслуженный пятый плюс.

Однако выставкой «Память поколений» выставочное пространство не ограничивается: следом идут исторические эпохи, от послевоенного сталинизма до наших дней. Кажется, здесь есть все — от антисоветской пропаганды шестидесятых до первых телесериалов девяностых.

Отдельного внимания стоит уголок «Квартира времени» в виде зала типичной квартиры девяностых — шкафы из темного дерева со стеклянными полками, на них хрустальные сервизы и «барабанный» телефон; в центре — ЭЛТ-телевизор с «видиком», набор видеокассет, рядом «сега» и картриджи к ней, плакат Сильвестра Сталлоне, виниловые пластинки советских рок-групп, винтажные пленочные фотоаппараты. Удивительное место силы.

Последний зал посвящен настоящему и будущему России — тут вам и высокий уровень ВВП, и достижения «Роснано», и «Оскар» за мультфильм «Старик и море». Довершает все знаменитая цитата президента про Советский Союз и недопустимость его повторения.

Насколько это уместно — решать посетителям. Мне хочется оставаться наивным и верить в лучшее — на фоне общей усталости и застоя надеяться, что вся эта огромная, славная история сложилась не напрасно.



04 марта в 14:06, просмотров: 1885, комментариев: 24


Комментарии:
"высокий уровень ВВП" - это когда он на каблуках?

"и достижения «Роснано»" - ккккакие?
отличное настроение
Ух ты! В культурном секторе СИА появились журналисты! Давно не было осмысления культурных проектов, все больше бессмысленные релизы.
Лубягин Игорь
Новые лица в журналистике! Надо же, интересно. Удачи автору. А где, кстати, Мазнёв, Шперлинг, Акинцев с бакенбардами? Тарас Владимирович всех побрил?
Ю.H. Лубягин Игорь
Им комментаторы не нравились, они ушли.
Alkonowa1ow
Все это хорошо. Но такой формат все больше и больше похож на лубок. О войне больше можно узнать по черно-белым кинофильмам:
1. Живые и мертвые.
2. Хроника пикирующего бомбардировщика.
3. На войне, как на войне.
4. Проверки на дорогах.
5. Балтийское небо.
6. Баллада о солдате.
7. Летят журавли.
8. Щит и меч.
9. 17 мгновений весны.
10. В 6 часов вечера после войны.
Все последующие фильмы в цвете далеки от художественной правды о войне. А работы современных кинематографистов о войне ужасны по подбору актеров и исполнению.
Ыть Ю.H.
А че опять мы то??А??
Мы ваще лапочки и пупски, а вы нас...вот так сразу....
бе бе бе вам, Юрий
Очередное превращение истории в фарс... Данила, спасибо, что предупредили. Очень содержательно. Мы не пойдём.
dmitryy Alkonowa1ow
Битва за Москву (1985)
Мигрант Iriska
- У "Битлз" нет ни слуха, ни голоса. Не пойду на концерт!
- Откуда знаешь?
- Фима по телефону напел их репертуар...
Alkonowa1ow dmitryy
Неплохой фильма с песней Александры Пахмутовой: «Ты моя надежда! Ты моя отрада! В каждом русском сердце, ты моя Москва». Можно включить.
Iriska Мигрант
Фима о войне напел бы больше правды, чем историческое сообщество. У него генетическая память о ВОВ ещё жива.
Поэтому, ша !..

Вы своим детям, рассказывая о войне, готовы предложить "пройти квесты и викторины, поиграть в мини-игры, сложить в пазл, после завершения сборки которого на экране начнут взрываться фейерверки. На фоне испуганного, пятящегося солдата вермахта, застывшего в предсмертном ужасе, и оскаленного, готовящегося на него наброситься волка"? Я своим - нет. Это недопустимый формат как по мне. Их сознание не должно запечатлеть информацию о ВОВ в виде стрелялок из компьютерной игры.

КиношедевЕр 2020 "Зоя" видели? Вот так теперь снимают кино о войне! Детям (18+) его только после "Летят журавли" показывайте. Чтобы у них в головах пазл правильный сложился.

Тему войны надо изучать осторожно, последовательно, аккуратно выбирая источники информации. Особенно когда речь идёт о детях.

Вы читали Н.Н. Никулина "Воспоминания о войне"? Есть ещё аудиоверсия этой книги с хорошим озвучанием. Рекомендую.
Мигрант Iriska
Ну я на выставке побывал. И пазл собрал и викторину прошел. Брал аудиогид, хотя наверное лучше было заказать экскурсовода. Каюсь в художественном плане, не эстет. Может именно это спасло и подача материала зацепила. Стесняюсь спросить, а вашим детям сколько лет, чтобы "Летят журавли" в них проникли? Список АлКоновалова это список взрослого человека. Детям будут понятнее "В бой идут", "Небесный тихоход", "Они сражались за Родину", "Дело было в разведке" или "4 танкиста и собака". Там юмора хватает, потому, что на детей и подростков в том числе рассчитаны. "Зою" не видел, посмотрю обязательно, чтобы получить право судить о достоинствах и недостатках.
Alkonowa1ow
Проблема в том, что сейчас пишут сценарии, снимают фильмы и, тем более, играют люди не носившие в солдатской шинели. Даже в наше в послевоенное время. Если фильм по повести Курочкина «На войне, как на войне» и снятый по его сценарию получился фактически фактически авторский. Сам лейтенант Курочкин отвовоевал на самоходке СУ-85. Поэтому и фильм смотрится с интересом, а черно-белый формат делает его как документальный. В современные фильмы о войне все это типа «потешных игры» войну. Ляп на лапе. Чему тут учится. Что смотреть. Тот же фильм «Зоя»...... Впечатление что режиссеру Учителю просто надо было «отмыть» федеральные деньги. Сегодня нет таких актеров прошедших войну, как Змановский, снявшийся в «Проверках на дорогах». Сегодня нет такого показа жестокой правды о той войне, как в «Иди и смотри». Все мило, гладенько, гимнастёрочка новенькие, прически у девушек с личиком нарисованным. Поэтому все эты пазлы, «мазлы », мультики-«пультики» с , анимацией напоминает «лубочные картинки» о войне. Но хоть что-то, чем ничего.
Alkonowa1ow
Извините ошибся. Режиссёр фильма «Зоя» и один из авторов сценария Леонид Пляскин. Бюджет фильма из федеральной казны 60 миллионов рублей. Даже не режиссёр Учитель. А какой он сценарист? Никакой. Если он ранее снимал криминальные сериалы. Опять от исходного материала зависит все. Так вспомним Владимира Богомолова и фильмы снятые по его художественным произведениям. Опять черно-белые фильмы «Зося» по одноименной повести Владимира Богомолова. И выдающийся шедевр Тарковского фильм «Иваново детство» по повести Богомолова «Иван». В 1975 году был снят по фильм по роману «В августе 44-го». Но затем положили на полку и не сохранили. Снятый в наше время цветной фильм «В августе 44-го» Богомолов не принял и даже запретил использовать его имя в титрах фильма. Хотя этот фильм один лучших фильмов о войне и «СМЕРШе». То что можно посмотреть на выставке «Память поколений» о прошлой войне это из серии «галопом по Европам». Что делать? Если истории Великой Отечественной войны в школе отводят несколько уроков, то данная выставка мне кажется не восполнит пробел. Да похоже никто не ставит таких целей. В результате создаётся миф о Красной Армии, как «оккупантах», начинаются разговоры типа, а вот если бы сдали Ленинград, а если сдали Москву, а если бы вообще не стали воевать ......нехорошие темы. Но, «забыв прошлое, мы потеряем будущее».
Мигрант Alkonowa1ow
Выставка как раз об этом. Не только картины, но и информационные модули: мифы, потери, послевоенное осмысление.
Iriska Мигрант
Вчера Пивоваров в своей "Редакции" о Зое рассказал, анализировали в том числе фильм. Посмотрите.
(админ, это не реклама).

У меня взрослые дети. В нашей семье тема войны очень непростая, говорить о ней под моргающими световыми пано, собирая пазлы, мы точно не будем.
Лубягин Игорь Ю.H.
Это ты так тонко шутишь, да? Из-за мнения комментаторов не уходят с работы. Как это так? Кто-то в комментах хейтит, а корреспондент бросает работу. Так не бывает.
Виталий Малыхин
Уважаемая Iriska и другие читатели размышляющие о ценности выставки "Память поколений" исключительно на основании материала Данилы. Судя по его материалу выставка все таки произвела впечатление на автора и количество плюсов восприятия, все таки больше чем минусов(при этом 2 из 4х минусов скорее технического плана, нежели эстетического.)
Вы акцентировались на пазлах, но это всего лишь одна тачпанель из 56 задействованных в выставке. Аудиогид выставки почти 2 часа, дети до 12 лет устают от любой экскурсии минут через 25-30(проверено практикой) и такие инструменты позволяют занять ребенка интерактивом, пока родители погружаются в более серьезный материал.
Подбор материала сделан тщательно. Чтобы не оставалось кривотолков на тему "Лучше бы мы сдались..." Четкий разбор плана "Ост", подкрепленный копиями документов, иллюстрациями, кадрами хроники и цитатами нацистских лидеров не оставляют сомнений в ценности Победы, масштабе подвига и трагедии многонационального советского народа.
Это не фильм, это другой способ восприятия рассчитаный на совершенно разные возрастные группы. За один раз вы не сможете посмотреть и прочитать все. При этом учтите, выставка "Память Поколений" - это всего лишь пятая часть всей экспозиции исторического парка.
Сомнения для образованнного человека - это естественное состояние. Но призываю, выносить суждения о событии только после посещения. Не стоит вставать в ряды спорщиков "слышал звон..." 80го уровня. До сих пор жива легенда, что на СИА-пресс комментируют интиллигентные люди. Всем доброго здоровья.
С уважением директор исторического парка "Россия- моя история. Югра"
Ю.H. Виталий Малыхин
Виталий, спасибо за отклик! Поставим его отдельной публикацией.
Но веселая игра "Сталинское чудо" это уже просто за гранью добра и зла. Видимо, совесть у Виталия Малыгина и ко отсутствует начисто. Ее заменяет показная гордость за чужие подвиги.
Лубягин Игорь
Да, Виталий, а как вы объясните "Сталинское чудо"? Восхваляете сталинизм, коммунизм. Может обратиться в "органы" чтобы проверили вашу выставку на предмет наличия экстремизма?
очень мягкий обзор какой-то вышел. советую почитать статьи про Российское военно-историческое общество и его председателя Владимира Мединского у Новой газеты и РБК (у последних целое расследование). статья совершенно этого не касается почему-то
Виталий Малыхин
Уважаемые! В выставке нет элемента "Сталинское чудо". Обратитесь к автору статьи, и уточните, что он имел ввиду. Подозреваю, что он пробовал воздействовать на интерактивную проекцию в зале периода 50х годов ХХ века "Глобальный план преобразования природы". wikipedia.org/wiki/Сталинский_план_преобразования_природы
У Данилы в одиночку не получилось реализовать этот план. Не мудрено - весь советский народ, смог реализовать только часть этого плана.
Были и другие глобальные планы. Например поворот сибирских рек на Юг или проект предполагавший затопить половину Тюменской области ради стороительства ГЭС в Салехарде. Слава Богу эти планы, так и остались планами.
Господа Мазурин и Лубягин просто приглашаю вас в парк, проведу по выставкам. А потом будем дискутировать и делиться мнениями. Только потом прошу оценивать мою совесть и гордость. Затем обратимся в "органы", если угодно в Гаагский трибунал. Исключительно из уважения к вашей энергии потрачу личное время.
444 Виталий Малыхин
Вы со своим куратором выставки - путинским "духовником" бесноватым Тихоном Шевкуновым лучше мнениями поделитесь. Дискутировать вам с ним, понятное дело, не с руки, но похвалить себя-любимых, несущих свет исторической истины в массы (вы же себя пропагандистом, конечно же, не считаете? Вы ж просветитель?), и Владимира Великого - "поднимателя с колен", на глазах превращающего Россию в протофашистское государство, обязательно найдется за что.
Показать все комментарии (24)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. Глеб Самойлов: «Чем недовольнее морда, тем ты больше екатеринбуржец» 4244
  2. ​Занавес! Директора Сургутского драмтеатра Тамару Лычкатую заподозрили в коррупции 1434
  3. ​В Нижневартовске под окнами многоэтажки обнаружили тело мужчины 1120
  4. ​Колея раздора: сургутских чиновников вызвали в суд из-за плохих дорог 966
  5. Куда спешим, Артур Альбертович? 890
  6. ​В Югре стало дорого летать и плавать 859
  7. ​Маленький югорчанин стал жертвой клеща 827
  8. ​Сами виноваты. Рост экономики в России будет ограничен населением 819
  9. В Югре четверо погибло от лобового столкновения с грузовиком 812
  10. Сургут вернул лидирующую позицию в антирейтинге суточного прироста больных COVID-19 792
  1. ​На Привокзальной в Сургуте сгорело сразу пять машин 6762
  2. ​На трассе Сургут-Салехард попал в ДТП автобус с вахтовиками 6541
  3. В Сургут возвращаются ондатры 6212
  4. Школьник, «спасавший» автомобили от открытого люка, стал героем соцсетей 6137
  5. Бетонная плита на трассе под Сургутом спровоцировала жесткое ДТП 6065
  6. В Сургуте на Мира горел жилой дом 5999
  7. Родители в Югре возмущены тем, что выпускные в детсадах пройдут без их участия 5988
  8. ​«Я на улице Гагарина! Поехали!»: в Югре стартовал «космический» флешмоб 5743
  9. ​Почти полсотни югорчан с COVID-19 – в тяжелом состоянии 5654
  10. ​Не показалось: Сайму вновь спасают от масляных пятен 5572
  1. ​По Нижневартовску бегал медведь // ВИДЕО 23423
  2. Помощник депутата Госдумы обозвал офис Сургутнефтегаза стадионом 17116
  3. Два юганца расправились с таксистом, за что отправятся в колонию строгого режима 14720
  4. «Уже бегу»: вартовчанин, на которого напал медведь, стал героем мемов 14179
  5. Под Нефтеюганском произошел новый разлив нефти 13676
  6. Из-за слива личных фото в соцсетях нижневартовской учительнице пришлось уволиться 12581
  7. ​Доступность ипотеки в Югре не приводит к качественному развитию жилья: скорее, наоборот 12107
  8. В Москве жестоко расправились с таксистом: попрощаться с убитым приехали коллеги 11982
  9. ​«Вышел из служебного автомобиля и прыгнул с моста»: следователи разбираются в обстоятельствах гибели югорчанина 11005
  10. Отец не хотел давать денег сыну, поэтому зарезал его 9985