
Невероятный историко-криминальный скандал разворачивается в Москве вокруг шаурмячной «Stal’inDoner», где мясо нарезал повар в форме НКВД и упоминались другие концептуальные пункты эпохи, типа «Шаурма от Берии с соусом ткемали».
Сначала появление этого общепита возмутило обычных граждан, посчитавшим неуместным упоминание диктатора в подобном ключе. Потом к делу подключилось движение «Мемориал» с примерно тем же посылом, а также некоторые сталинисты, которых обидело превращение их кумира в лицо какой-то шаурмячной. Другие любители этого исторического деятеля (в частности – партия «За правду» Захара Прилепина), впрочем, не углядели в этом ничего плохого, и теперь собираются идти маршем на «Мемориал», дабы «задавать этим иностранным агентам неудобные исторические вопросы» (они даже группу этого мероприятия «ВКонтакте» создали – там целых 16 человек).
В неожиданном ключе выступила полиция, которая, по словам владельца «Stal’inDoner» Станислава Вольтмана, незаконно его задержала и требовала срочно закрыть точку общепита. Вроде как из-за ненужного общественного резонанса. Эту ситуацию, опять же неожиданно, поддержали некоторые сторонники условно-либерального лагеря с формулировкой «ты хотел Сталина – ты его получил». И осуждение со стороны сталинистов – типа «как же вы, наследники советской милиции, такое смеете творить».
Вот уж действительно получилась какая-то шаурма. Давайте ее разберем на ингредиенты.
Первое. Наше общество демонстрирует базовую нормальность. Все-таки создавать концепт и пиар какого-то бизнеса на фигуре Сталина на данный момент либо невозможно, либо очень сложно. Слишком свежи раны того времени, слишком не проработаны травмы, оставленные репрессиями и войной.
Второе. Наши власти в целом и правоохранители в частности – как всегда. Возник скандал – и они с дубиной наперевес и с соответствующей грацией в движениях поскакали конфликт исчерпывать, как умеют. И конечно, если слова Вольтмана о том, как его прессовали в отделении, правда, то подобное должны осудить все – не потому что «как наследники дела Сталина могут закрывать подобные заведения», а потому что нет ни одного законного основания к запрету на использование этого имени. Моральные границы есть (о них было в пункте первом), больше не надо.
И третье. Если по такому опереточному поводу, как шаурмячная имени Сталина, возникает некое общественное бурление – это очередной признак того, что тему 30-50-х годов ХХ века в истории нашей страны со всеми сопутствующими травмами и ранами еще прорабатывать и прорабатывать. И нам это еще предстоит. Не при нынешней власти, которая вроде как черпает свою легитимность из Победы 1945 года и не очень любит ворошить старое, открывать архивы и признавать бесчинства, которые устраивали ее профессиональные предшественники из НКВД сотоварищи. Но мы от этого разговора о прошлом не увернемся никак.
«Когда идентичность нации держится на лжи и умолчаниях, то она, вместо того чтобы жить собственной жизнью, обречена на постоянное беспокойство и неуверенность, постоянный страх быть уличенным. Она обречена «недоверчиво оглядываться, пытаясь догадаться, что о нас думают другие, отвлекать внимание от стыдных эпизодов в прошлом и все время защищать свое чужое имя, усматривая в каждой неудаче заговор чужаков» (выдержка из книги Николая Эппле «Неудобное прошлое»).
Эти строки написал историк Ян Томаш Гросс про свою родную Польшу. А вы про кого подумали?
Не ищи Сталина в шаурме – ищи Сталина в себе.
Он там есть, его там просто не может не быть. Это наша история.
Вот в Китае, решили – история такова какова она есть. Прикинули на сколько процентов Мао был прав, насколько неправ, успокоились на этом и пошли дальше. Никто Мао не развенчивал, не осуждал и не запрещал. Так на всякий случай – чтобы не уподобиться и не вернуться во времена Мао.
Ну и в конце концов, если бы не было тех же сталинских времен нас бы всех таких умных и красивых современников попросту бы не существовало. Цепь событий была бы другой и жили бы сейчас другие люди. И почему-то кажется, что они были бы умней.
История это то что было. Не добавить не прибавить.
переписать можно, любое событие можно как в заслуги, так и в поражение написать. Дело не хитрое. А писателей ой сколько...
Любит человек доносы писать по поводу и без. Дело Павлика Морозова - живет и шагает по планете.
Это и есть внутренний терроризм...
Это надо очень сильно набухаться – до беспамятства.
Феликсу памятник свергли, а в кремле Путин со своей шайкой засел.
Ну и в чем смысл?
Церкви порушили, а теперь по полтора-два храма в день возводят.
В чем смысл рушить был?
Движуха...
В общем попредержи свою дурочку. Здесь тебе не комменты у Навального.
Так что не морочь голову своим бредом про то как огромная Россия маленькой Украине объявила войну.
Всех экстремистов ЛГБТ либералов, таких как Мазурин (444), на Колыму.
В один барак с «патриотами».