О том, что художники граффити давно перестали быть вандалами, а может и вовсе ими никогда не были написано много, но вот как эти уличные художники зарабатывают, на что живут и в какую сторону двигаются? Об этом я спросил у организатора самого крупного окружного граффити-проекта Максима Ярового.
— Привет, Максим, я помню, как проект был только на уровне идеи, ты рисовал первую афишу и придумывал персонажей Костю и Рому. Тогда, пять лет назад, все начиналось на гаражах возле твоего дома, проект развивался и через время фестиваль переехал на самую крутую площадку города: ТРЦ «Сургут Сити Молл». Но в этом году ты снова вернулся к гаражам на улице Федорова. Не считаешь ли это шагом назад?
— Ни в коем случае. Эти гаражи — очень интересный городской объект. Я очень хотел, чтобы они были со всех сторон оформлены граффити. Но так как для этого необходимо много материалов, и не только граффити-краски, то эта задача оказалась долгосрочной. Гаражи расположены в очень проходимом месте у сквера «Геологов»: тут две школы и детская больница. Несмотря на то, что геологи, жители моего родного района, отстояли этот сквер от застройки, вид у него не облагороженной и даже запущенный.
В этом году мы хотели нашим фестивалем «Гаражи фест» в очередной раз привлечь внимание жителей района и горожан к этому месту.
Сквер — это общественное пространство. Там гуляет очень много детей, подростков, мам и пап с детьми. Поэтому очень важно облагородить его. Если мы найдем средства, то в 2017 году тоже готовы провести фестиваль у сквера Геологов, с граффити на тематику этого района!
— На твой фестиваль приезжали популярные художники со всей страны, а заметил ли ты рост местных талантов, кого бы хотел отметить?
— Все ребята развиваются, каждый по-своему. Художники очень свободолюбивые, поэтому не ограничивают себя какими-то рамками, развиваются практически во всех этих направлениях. Пробуют творить в разных стилях. Так или иначе все приходят к коммерческому граффити, и тут уже все зависит лично от художника. Чем больше он проявляет активность, участвует в различных мероприятиях, тем больше он зарабатывает и популяризирует свое творчество.
Радует, что заказчики прислушиваются к авторам, хотят видеть именно авторское видение. Другими словами, не диктуют требования вроде «желтые буквы на черном фоне». И это очень важно для развития художника.
Из последних работ на фестивале могу отметить работы Влада Алеева и Андрея Ольховского. Они успешно дебютировали в нашем фестивале, не побоялись дождливой погоды и исполнили свои работы в стиле стрит-арт. А также отдельно хотел бы отметить дамскую команду SUN-ART. Девушки второй год приезжают к нам из Ноябрьска и показывают свое мастерство.
— Сегодня почти каждый салон красоты, бар или фитнес центр украшают свои стены крутыми рисунками, но это коммерческие площадки. А что насчет муниципальных заказов?
— Все верно, как я и сказал выше — малый и средний бизнес в Сургуте, крупные застройщики уже осознали необходимость в сотрудничестве с уличными художниками. Граффити и стрит-арт, как средство привлечение внимание клиента, оправдывает вложения в работу художника. И это логично, ведь сама природа граффити и стрит-арта основано на публичности, урбанистке, на привлечении внимания. Что касается муниципальных объектов — мы работали с большим количеством предприятий на территории ХМАО. В Сургуте отдельную благодарность выражаем «Порту».
Очень надеемся на более плотное и плодотворное сотрудничество с администрацией города,
ведь деятельность нашего проекта положительно сказывается не только на внешнем виде города, творческом развитии молодежи и социальной активности горожан, но и на развитии арт-туризма.
— Все это хорошо, но вот кризис длится уже третий год: как это сказалось на граффити-движении? Какие пути выхода вы нашли?
— Как ни странно, но кризис положительно влияет на развитие граффити. Мы стали заказывать краску ARTON российского производства для фестиваля и мастер-классов по граффити и росписи стен. Эта краска дешевле немецкой и испанской, но при этом отлично подходит для граффити и оформительских работ. Поэтому, кстати, роспись в стиле граффити получается дешевле, чем другие варианты оформления помещения. Многие школы танцев, бары, магазины, СТО в Сургуте стали предпочитать яркие рисунки на стенах, следовательно, граффити-движение получило развитие.
— Объединяются ли художники в команды, банды и кланы, или в XXI веке каждый сам за себя?
— Очень хороший вопрос. Фестиваль создавался для общения и объединения ребят. В целом это и происходит. Художники организовывают творческие объединения, создают в городе арт-объекты, устраивают мероприятия, как, например, Булат Сайфуллин со своим творческим объединением Black & White создает выставки, последняя из которых «#INKY — полное погружение».
Конечно, у каждого райтера есть и свои сольные проекты, но сейчас лучшие художники со всего ХМАО знают друг друга в лицо, общаются и даже ездят друг к другу в гости. В этом я вижу будущее проекта. Следующий шаг — арт-резиденция «Гаражи», цель которой, поиск партнеров для комфортного проживания и творчества резидентов — приезжих художников.
Очень приятно, что в Сургуте граффити сообщество двигается в культурном направлении, но каким был этот путь от общественного порицания до создания полноценных окружных фестивалей при поддержке администрации? Об этом мы поговорим в следующий раз.
Фото: Виталий Гуляев, Максим Яровой, Сергей Катаев