Паоло Соррентино называют новым Феллини, и если некоторое время назад подобное сравнение казалось преувеличением, сегодня с этим смирились даже скептики. Два его последних фильма – «Великая красота» и «Молодость» – поражали и великолепным саундтреком, и бесподобным эстетическим вкусом, и свежий сериал итальянца «Молодой Папа» облает теми же достоинствами. В известном смысле это новаторский сериал – он бессюжетен и в конце каждой серии отсутствует клифхенгер (сценарный прием, когда повествование обрывается, оставляя развязку открытой до появления продолжения), а каждый кадр прекрасен, словно картина эпохи Ренессанса.
Соррентино, кстати, вовремя почувствовал наступление консерватизма по всему миру – и поэтому его герой, Пий XIII, самый молодой в истории Папа Римский, поначалу консерватор совершенно лютый, а потом чуть более умеренный; все свои цели и задачи понтифик видит в архаизации церкви, он ярый противник гей-браков, абортов и прочих новейших достижений цивилизации. Папа готов даже искоренить в Римской церкви всех геев-священников. Пий XIII консервативен настолько, что отталкивает от себя многих кардиналов и те уже подумывают об «импичменте».
Прямо депутат Милонов – но только с ясным ликом Джуда Лоу.
Экранный Папа заочно полемизирует с любимцем католиков Папой Иоанном Павлом II, который, как мы помним, ратовал за открытость, терпимость и диалог со светским миром, к тому же был актером по образованию. Впрочем, и сегодня в Ватикане папский трон занимает понтифик либеральных кровей. Все диалоги в «Молодом Папе» в самом хорошем смысле риторичны – не так важно, какой смысл персонажи вкладывают в слова, главное – чтобы звучало красиво, ярко, звучно. Тот же Пий XIII нередко противоречив в своих речах – но даже проходные его реплики близки к афоризмам. Он даже дважды цитирует Бродского. А когда к нему в гости приезжает московский Патриарх, он походя бросает, что тот скучен как гольф по телевизору.
Все критики подряд сравнивают «Молодого Папу» с «Карточным домиком», в котором, напомню, речь шла о властном сенаторе (в последнем сезоне он уже был президентом США) – интригане и убийце. Сравнение сильное, но, кажется, с перехлестом. Возможно, в реальности подковерная борьба в Ватикане и достигает градуса политических столкновений в Белом доме, но в сериале Соррентино молодой понтифик гораздо менее кровожаден нежели герой «Карточного домика», хотя и в той же мере одержим манией величия и мстителен. А еще он умеет творить чудеса – и думаю, все, что связано с магией, вещами трансцендентными, это лучшие моменты сериала.
Сам режиссер утверждает, что не собирался критиковать католическую церковь.
Но пожалуй, лукавит: провокаций и колкостей в сериале достаточно. Но главная его мысль заключается в том, что не стоит уповать на то, что католичество будет постоянно осовремениваться и впитывать либеральные идеи. История развивается по синусоиде – и откат в консерватизм неминуем, такой поворот кругом и изображает Соррентино.
Очень любопытно мнение протодиакона Андрея Кураева, который сегодня в каком-то смысле оппозиционен к верхушке РПЦ. Он полагает, что в сегодняшних политических и цензурных условиях невозможно снять похожий сериал о православной церкви: «Это расколдовывание закулисы. Народ должен видеть епископа только выплывающим в кадильном облаке из глубины алтаря. Это некий небожитель, который только и делает, что молится за всех бабушек по всем деревням своей епархии. Идеал православного епископа в народе — это хворый молитвенник. Наше общественное мнение во многом все еще носит розовые очки, когда глядит на церковь. И толика трезвости ему совсем не помешала бы. А в западном мире католическая церковь уже несколько столетий подвергается постоянным нападкам со стороны прессы, поэтому такой сериал там воспринимается иначе».
А я почему-то уверен, что подобный сериал про РПЦ здесь будет снят еще при нашей жизни. Консерватизм тоже, знаете ли, надоедает.
Резюмирую: лучший сериал текущего года. Жаль, что всего десять серий. Но говорят, второй сезон уже запускается.