
1982 год. Окно кабинета Тарабановского выходит во двор. Отсюда хорошо видно серое приземистое здание изолятора временного содержания. Нередко, стоя у окна, Виктор Петрович задумывается над судьбами людей, находящихся по ту сторону закона.
Судьбы людские… Сколько их, непонятных и даже трагических, прошло через руки начальника уголовного розыска. Вот, хотя бы случай с Геннадием Егоровым. Почти год парень не работал, обзавелся сомнительными знакомствами, в любую минуту мог поскользнуться и преступить закон. Но вовремя на его пути встали оперативники, помогли восстановить документы, устроиться на работу. И пришел день, когда Егоров неумело, но искренне произнес слова благодарности майору Тарабановскому.
В органы внутренних дел Тарабановский пришел с уже сложившимся характером. За его плечами была служба в армии, работа на заводе, вечерняя школа. После окончания средней специальной школы МВД СССР он с головой окунулся в милицейские будни.
В уголовный розыск его привело острое желание бороться с человеческой злобой, корыстью, черствостью, несправедливостью.
Когда Виктор Петрович появился в отделе, сослуживцы отметили, что новый сотрудник не фамильярничает, подчеркнуто официален в общении, всегда имеет свое твердое мнение и умеет его отстаивать. Некоторые считали, что со временем это пройдет, Тарабановский «оботрется». Но через несколько лет работы, став майором, он не «обтерся». И все убедились, что за внешней сухостью скрывается очень трудолюбивый, простой, добрый и прямой человек.
«Была в нем необходимая для работников уголовного розыска цепкость, упорство и, главное, неудовлетворенность сделанным, — вспоминает бывшая коллега Татьяна Виноградская. — Каждый день его жизни был напряженный и нелегкий».
…Все началось с того, что в июне 1979 года на контейнерной площадке Сургутского речного порта произошла серия краж. Неизвестные вскрывали контейнеры, брали дорогие домашние вещи — цветные телевизоры, ковры, мебель, хрусталь, другие дефицитные товары, поступающие для продажи населению.
Для раскрытия преступления была создана оперативная группа, которой руководил Тарабановский. Отработаны возможные версии, проанализирована работа всех служб контейнерной площадки. Начались осмотры, допросы, обыски. И вот в поле зрения попал водитель Зарбазое, который, как выяснилось позднее, вывозил краденые вещи.
Ухватившись за ниточку, оперативники распутали весь клубок. Работали долго и кропотливо, не хватало часов в сутках, но преступление раскрыли.
Преступление и наказание. Человек, совершивший правонарушение, знает, что возмездие неотвратимо, но все-таки пытается уйти от расплаты, от закона, от самого себя.
«Для майора Тарабановского любой, даже самый отъявленный преступник, прежде всего — человек, — характеризует офицера Виноградская. — И на допросах он старался не только выяснить обстоятельства совершенного преступления, но и мотивы, толкнувшие человека на скользкий путь. И пусть не покажутся излишне громкими мои слова, но Тарабановскому и отделению, которым он руководил, приходилось ежедневно, ежечасно решать важные задачи по охране общественного порядка, искоренению преступлений. И одна из самых главных — борьба за человека, запутавшегося в сетях лжи и нечестности…»
Судьбы людские… Сколько их, таких разных, прошло через руки начальника отделения уголовного розыска Виктора Петровича Тарабановского за 20 лет службы в органах внутренних дел. А ведь это так непросто — быть судьей чужой судьбы. Тем более судьбы исковерканной, выбитой из колеи нормальной жизни.