16+
Больше новостей
Больше опросов

​Шекспир по-скоморошьи

Мысли о спектакле «Опыт прочтения пьесы «Король Лир» при дворе царя Гороха»

Сюжет пьесы Уильяма Шекспира «Король Лир» пересказывать в подробностях нет нужды: правитель дал взрослым дочерям полную самостоятельность, поделил между ними королевство. Руководствовался он при этом лишь словесными выражениями дочерней любви и почтительности, поэтому щедро оделил лицемерок-старших и лишил наследства не умеющую льстить младшую… А что будет, если этот сюжет из классической английской драматургии радикально пересадить на русскую почву? «Высокая» трагедия, «низкая» площадная комедия или вообще фарс? Или у нас такой сюжет невозможен по определению?

Выбор режиссером Дмитрием Вихрецким народно-балаганной эстетики логичен. Кому, как не скоморохам на площади высмеивать сколь угодно незыблемые авторитеты, заостряя внимание почтенной публики на крайне неудобных вопросах и попутно подслащивая смехом горькое лекарство правды. Да и само название театра – «Петрушка» – отсылает нас к народной комедии, к карнавалу, к истокам. Наиболее консервативную публику поспешим успокоить: смеяться здесь будут вовсе не над великим драматургом и его произведением, а над так надоевшими всем и каждому изъянами нашей объективной реальности.

«Весь мир наш балаган, а люди в нем простые, в сущности, марионетки». Другими словами, «весь мир – театр…» Эта расхожая, давным-давно живущая отдельно от контекста и от первоисточника цитата в спектакле зазвучала по-настоящему полно. Актеры с выбеленными лицами и густо обведенными черным гримом глазами кажутся то вполне земными глумцами-скоморохами, то некими инфернальными силами, стоящими по ту сторону добра-зла и разыгрывающими «человеческую комедь», со смаком пародируя типичные заблуждения смертных. Помимо этого в спектакле хватает метафор, как предельно доходчивых, так и весьма загадочных (художник-постановщик Елена Наполова). Вот качается из стороны в сторону деревянная платформа, символизируя пошатнувшиеся первоосновы всего: и детско-родительских взаимоотношений, и супружеских, и государственных. А вот падает, умирая, настрадавшийся кукольный царь Горох, а вместо капель крови со стуком катятся в разные стороны круглые горошины. Да, все не более чем скоморошье представление, убийства и трагедии происходят понарошку, однако легче и радостнее от такого осознания почему-то не становится. В «Опыте прочтения…» можно много над чем посмеяться, но еще больше в этом спектакле поводов для размышления, приглашения включиться в игру, в мысленный диалог.

Актерский ансамбль – сильнейшая сторона постановок «Петрушки». Он настолько слажен, что выделить главного героя невозможно, да и не нужно. Царь Горох (Игорь Кутьков), Шут (Дмитрий Гаврилов), три дочери-царевны (Наталья Верчук, Виорика Виноградова, Анна Шарова), заморские князьки-зятья (Иван Соловьев, Андрей Бессонов) – равноправные части одного целого. Каждый из них гнет свою линию, являясь только лоскутом в пестром одеяле – истории большой и малой. Живой план органично сочетается с кукольным, пение речитативом под замысловатую, эклектичную музыку – с ощущением вневременности, условность и обилие комических моментов – с горьким послевкусием, открытый прием и отсутствие ширмы – с традиционными куклами на палках-«потычках». И куклы здесь не «второе я» и не любимые друзья актеров, к которым относятся с трепетом, а, скорее, нечто вроде инструмента. От них так и веет «простонародной» утилитарностью: незатейливые, но не лишенные какой-то трогательности болванчики из мешковины с очень условными чертами лица и глазами-пуговицами. Чтобы их убить, достаточно выдернуть «потычку». Кукла-Горох отличается от куклы-Шута разве что головным убором, наличием одной доминирующей черты. Однако при всем при этом характеры здесь только на первый взгляд могут показаться по-балаганному односложными и схематичными.

Царь Горох в исполнении Игоря Кутькова – это и обаятельный самодур, и такой человечный и понятный жизнелюб, и жестоко обманутый отец-страдалец. Игорь Кутьков – красивый и талантливый актер, чью фактуру невозможно спрятать под мешковатой рубахой, а выразительное лицо – под толстым слоем нарочито-грубого грима; голос Игоря Ремовича настолько насыщен интонациями и приятен по тембру, что им можно заслушаться как отдельной музыкальной темой. С простодушным напором никогда не стареющего, бравого рубахи-парня герой актера Кутькова заключает опасное пари с собственным шутом. Как и подобает владетельному государю, Горох ставит эксперимент не только на собственном ближайшем окружении, но и на всем народе. О таких мелочах, как неизбежные издержки и возможные последствия царь не задумывается… Многоликий Шут Дмитрия Гаврилова частенько кажется то почти двойником Гороха, то его полной противоположностью. Он и голос разума, и верный соратник, и заклятый друг, и герой-мученик, принимающий несправедливую и страшную смерть.

Опальная дочь царя Гороха Млада – это сам русский народ.

Вернее, та его часть, что не очень ласкова, в высоких искусствах не сильна, манерами-образованием похвастаться не может, зато лихо размахивает гаечным ключом, всегда рубит правду-матушку, не боится самой тяжелой и неблагодарной работы, а на все упреки в неблагодарности смиренно отвечает: «Ну зовите, если что». Та самая часть, которую определенная прослойка общества пренебрежительно именует «быдлом» и всячески от нее открещивается, но без которой не в состоянии обойтись и в повседневной жизни, и когда вдруг припечет. Та самая, коей под силу и деятельную помощь оказать, и войну выиграть, и милосердие даже к самым недостойным проявить… И которая оказывается безоружной перед подлостью мягко стелящих-складно говорящих-в политике подкованных старших сестер. Не перед силой, не перед хитростью, а именно перед подлостью. Актриса Анна Шарова рисует образ Млады, как и полагается в балагане, крупными, резкими, экспрессивными мазками, но за этим явственно чувствуется какая-то нежность, даже любовь.

Власта со своим мужем Неклюдом кажутся этакими немцами-прагматиками. Показательно, что именно Неклюд начинает с подсчета возможных убытков и последовательно доказывает до поры-до времени колеблющейся жене, что капризы и запросы Гороха влетят им в большую копеечку. Ивану Соловьеву снова досталась отрицательная роль (в предыдущем спектакле «взрослого» репертуара – «451-м градусе по Фаренгейту» – он создал по-настоящему запоминающийся, филигранный образ упивающегося смертью и разрушением брандмейстера Битти); однако этот яркий, харизматичный актер способен наделить своеобразным обаянием любого злодея. Хотя Неклюду сопереживать по-настоящему вряд ли возможно, но наблюдать за ним очень интересно. Его жена Власта в исполнении Натальи Верчук - вполне достойная мужа расчетливая интриганка.

А вот эстафету подхватывают гедонисты «французского» толка Забава и Горяин, поначалу бывшие очень даже не прочь пировать и развлекаться вместе с «отставным» царем-отцом. Виорика Виноградова и Андрей Бессонов умело и со вкусом играют парочку хитрых властолюбцев, щедрых на медоточивые речи, но ничем не отличающихся от старших родственников. Западная расчетливость против русской широты души, непредсказуемости и бесшабашности. И повторение, снова повторение: король Лир и дочери, СССР и союзные республики, современная капиталистическая Россия и Украина, Запад и Восток… После просмотра остается множество эмоций и многосоставных, местами противоречивых впечатлений. Можно долго и увлеченно отыскивать аллюзии на современную геополитическую ситуацию, можно размышлять о проклятых вопросах, а можно просто восхищаться теми красотой и вкусом, с которыми спектакль создан.

Итак, о чем же «Опыт прочтения пьесы “Король Лир” при дворе царя Гороха»?

Об уже не пошатнувшейся, а прямо-таки ушедшей из-под ног опоре, основе основ.

О вечных вопросах и не менее вечных ошибках, от которых не в состоянии излечить даже такая мощная сила, как исторический прогресс. Человек «неизлечим»: всегда будут и жажда урвать кусок побольше, не считаясь ни с кем и ни с чем, и наивная уверенность, будто предшественники ошибались только потому, что были глупы/недостаточно развиты/недостаточно прогрессивны, а уж мы-то от подобного точно застрахованы и вообще, «здесь вам не там»… Трагифарс – идеальная форма для подобного высказывания, так как смех (пусть и сколько угодно горький) – это все-таки защита.



01 ноября 2016 в 13:12, просмотров: 2360, комментариев: 0



Топ 10

  1. ​Югорчанам пообещали аномальную жару 1984
  2. В Сургуте построят новый ж/д вокзал на месте старого 1176
  3. ​Проект «ДУМАть и решать»: поддержка бизнеса, ремонт дорог и другие проблемы // Владимир Болотов 1024
  4. Именинница из Ханты-Мансийска получила в подарок от полиции протокол за мелкое хулиганство 829
  5. ​Двух жителей Мегиона обокрали на неудачном свидании 793
  6. Utair планирует запустить летом полеты в Армению из Сургута 765
  7. Ударила и поцарапала лицо. Югорчанку заподозрили в нападении на полицейских 618
  8. На улицах Ленина, Аэрофлотская и Набережном проспекте в Сургуте заменят пешеходные ограждения 581
  9. Без нареканий: в Сургуте не будут переделывать прошлогодние отремонтированные дороги 521
  10. Вартовчанин заплатит штраф за активность в соцсети 488
  1. Крупные зарубежные бренды одежды возвращаются в ТРЦ Сургута 2533
  2. «Антивозрастные крема эффективны, но они не могут заменить похода к косметологу» 2465
  3. ​НГДУ, готовься! В Сургуте начнут отключать горячую воду 2430
  4. ​Югорчанам пообещали аномальную жару 1984
  5. ​Югорчане высказались против самокатов 1884
  6. Инфоистерия 1877
  7. В Сургуте сносят пятнадцатилетний гаражный кооператив ради ремонта дороги 1742
  8. ​Как вы площадь назовете 1724
  9. Сургутянин зарезал велосипедиста из-за просьбы не мусорить 1690
  10. ​Мост через Обь закрывается на ремонт 1666
  1. Имя им — легион 8984
  2. «Люди, у которых кто-то из близких страдал расстройством пищевого поведения, имеют риск заболеть выше в 10 раз» 7741
  3. В Нижневартовске ночью загорелся военкомат - на месте нашли «коктейли Молотова» 5291
  4. ​Остановить вечный двигатель 5089
  5. «По статистике, самые частые пациентки – 55 лет, но рак молодеет. Самой юной пациентке, прошедшей наше отделение – 21 год» 5031
  6. Как и зачем голосовать за благоустройство — замдиректора ДАиГ Сургута Алексей Усов 4625
  7. ​Ледоход в Сургуте начался 4568
  8. ​Арктика: вахта человеческих судеб 4054
  9. ​Из адидаса в абибас 3777
  10. ​В смертельном ДТП в Югре погибли два человека 3579