Смотрю шестой сезон «Игры престолов» и постоянно спрашиваю себя: почему весь мир по этому сериалу с ума сходит? Почему этот дикий средневековый цирк с драконами оказался столь душеполезен… Герои тут если и соревнуются друг с другом, то в дисциплине «убийство при отягчающих», и можете быть уверены, убийство в следующей серии будет более жестоким, нежели в предыдущей. Условно положительная героиня, мстя своему обидчику, натравляет на него собак, — и оператор снимает крупным планом пса, вгрызающегося в лицо. Героиню-«лютое зло» опускает герой-«еще более лютое зло», но первая, собравшаяся с силами, отвечает оскорбителю настоящей «хиросимой». Дети тут тоже нередко убивают. Добродетель в мире «Игры престолов» не торжествует никогда, там ничего не знают о нравственности. Кстати, с религией в «Игре престолов» тоже не очень понятно. 10 заповедей не чтут, морального кодекса не существует. К тому же мир «Игры престолов» — это пространство без культуры и искусства. Нам показывают огромные дворцы и огромные скульптуры, но в рукотворность их не веришь, видимо, их построили Старые Боги или Владыка Света; людям не до скульптур, они постоянно заняты войной. Музыкантов показывали один раз — да и то, насколько помню, их быстренько убивают.
Так почему же огромные рейтинги? Единственный ответ, что напрашивается: мир «Игры престолов» и сегодняшний мир находятся в близкой корреляции. Разумеется, мы вкатываемся в очередные темные века: брекзит, Трамп, Путин, приход в ряде стран Европы националистических и прочих правых партий, углубление раскола в обществе, креационизм, мировоззрение железной руки и порядка, запретительные законы. Я пишу «Путин», но в реале существует то, что почернее ночи: «нодовцы», Энтео, «Ночные волки», казаки-самозванцы, Жирик, «пакет Яровой» с призывами к доносительству, криминальный режим Новороссии (что еще забыл?)
На противоположном полюсе сегодняшнего мира — битлы, Вудсток, дети цветов. Там запреты снимались, сегодня повсеместно приваривают решетку. Отдельно скажу о «падении человека». За последние годы мы наблюдаем массовое падение. Люди в собственном падении стараются найти некие дополнительные источники энергии для существования. Идет турнир — кто кого «перепадает». Ну а «Игра престолов» дает много примеров падения.
В продолжение темы приведу одно научное исследование, которое опубликовал в 2008 году журнал Science. Опыт состоял из двух этапов. Сначала испытуемых тестировали по их отношению к росту военных расходов, запрету абортов, смертной казни, секс-просвещению в школах, а также к гейским бракам, пацифизму, государственному диктату. Таким образом, их поделили на условных либералов и консерваторов. А затем им демонстрировали серию картинок, которые включали очень страшные: паук на перекошенном от ужаса лице человека, кровь, открытая рана. Исследователи оценивали реакцию на испуг по изменению электропроводности кожи и интенсивности моргания (как на детекторе лжи). И выяснилось, что между испытуемыми есть существенная разница. Консерваторы на физиологическом уровне были намного сильнее испуганы страшными картинками. И ученые сделали вывод, что существуют генетически обусловленные отличия в мозговых центрах страха у консерваторов и либералов. Именно страх заставляет занимать консервативную сторону в любых вопросах общества, государства и морали. То есть мы разные на генном уровне. Это забавно и кое-что объясняет. Впрочем, «Игру престолов» любят и те, и те…
От редакции. Если у вас есть какие-либо мысли, идеи, желание поделиться отзывом на любую впечатлившую вас музыку, кино, книгу, пишите на post@siapress.ru, nureev@siapress.ru или на vk.com/siapress. Традиционно просим не забывать о подписи.