16+
Больше новостей
Больше опросов

Евгений Барсов: человек и самолет // ФОТО

Развитие малой авиации в Сургуте - дело горстки энтузиастов

Фото Ирины Швец
Фото Ирины Швец

- Вы же хотите полететь?

- Нет…

- Полетите! Сегодня будет хорошо, ветра нет.

Такой микродиалог состоялся между шеф-редактором газеты «Новый Город» Светланой Могилдан и Евгением Барсовым – известным в городе строителем и депутатом, но в данном случае – организатором беспрецедентного в России проекта – женской пилотажной группы «Барсы». «Не того человека заманивает Евгений Вячеславовичи в небо, уж слишком я боюсь летать» — промелькнула мысль в голове, которая не получила своего продолжения, так как я «внезапно» оказалась в кабине легендарного Як-18Т. «На таком самолете летал сам Юрий Гагарин», — не без гордости в голосе говорит Барсов, который в считанные минуты из делового человека перевоплотился в пилота с горящими глазами. Я вжимаюсь в кожаное кресло: холодно, стук сердца, кажется, заглушает гул мотора. Щелчок ремня безопасности, проверка оборудования – и мы взлетаем!

Чего греха таить – Сургут с высоты птичьего полета – невероятно красивый: вся его индустриальность под снежным покрывалом завораживает, ты не ищешь плюсы и минусы родного города, ты наслаждаешься полетом, единением с небом и чувством свободы. В какой-то момент осознаю: летать на маленьком самолете не страшно. Это неописуемое чувство, это безграничные возможности перемещения в пространстве, которые, к сожалению, доступны узкому круг избранных.

Евгений Барсов не против разорвать «порочный» этот круг и открыть перед горожанами двери в мир новых возможностей. Вот уже шесть лет он прилагает усилия, чтобы развить в Югре малую авиацию: сначала вывести ее в ранг любительского спорта, а потом сделать доступной для рядовых сургутян.

«Ни один аэропорт Югры не рассчитан на работу малой авиации, кроме нашего аэродрома на Боровой. Использовать вертолеты, тяжелые самолеты воздушным воротам городов просто невыгодно. Вот так у нас весь округ и мотается из города в город на личном транспорте, а расстояния-то немаленькие! Зачем тратить столько времени в пути, когда можно сесть в скоростной транспорт? Эту сферу нужно развивать: она будет востребована у людей и принесет большую экономическую выгоду округу», — резюмирует он.

Разумеется, речь не идет о том, что если Барсов пролоббирует идею авиационной вседоступности на уровне округа, то завтра запустят регулярные рейсы по всем направлениям. Но начинать ведь с чего-то надо. Когда-то в Сургуте не было ни одного легкового автомобиля, все передвигались по городу на «Татрах» и «Уралах», потому что не было нормальных дорог. Как начали класть асфальт, то и «Жигули» первые появились. Так и здесь: нужен толчок в строительстве аэродромов, тогда и самолеты появятся. Но справедливости ради стоит отметить: первый успех уже в данном направлении есть – в правительстве ХМАО находится программа о строительстве 60 взлетно-посадочных полос в округе, которую, кстати, инициировали летчики-любители во главе с Евгением Барсовым. А таковых любителей, судя по количеству и масштабу ангаров на аэродроме «Боровая», в Сургуте немало.

Идешь по заснеженной территорий в 20 гектаров – кругом синие (и здесь мотивы неба!) аккуратные ангары, построенные, кстати сказать, летчиками за свои кровные. За их дверями зимуют самолеты. Те, кому мест под железным сводом не хватает, стойко переносят погодные неурядицы прямо в снегу. Среди них замечаешь «выдающуюся» по крылатую фигуру… Это легендарный американский «Дуглас»! — улавливает мой восхищенный взгляд Евгений Вячеславович. – В России такой один. В основном на нем мы совершаем показательные полеты. Крайний раз летали в Москву в августе на Международный авиационно-космический салон.Неподалеку стоит не менее солидный Ан-2, знаменитый своей возможностью приземляться на водную поверхность. Такой, кстати, тоже единственный во всей России…

Попадаем в огромный, чистый, с характерным запахом масел и инструментов ангар. Здесь как на подбор красавцы Як-52. На них, кстати, и летают отважные девчонки знаменитой на всю страну сургутской пилотажной группы «Барсы». Здесь же, в одном ряду, стоит «авиамерседес» Су-31 – спортивный самолет, выпущенный в 1986 году. Эту гордость советского авиастроительства до сих пор не могут превзойти зарубежные конструкторы.

- Сколько у вас личных самолетов? – интересуюсь.

- 14 или 15, не помню…

- То есть, если один угонят, то вы и не заметите? (улыбаюсь).

- Как же угонишь самолет, его сначала обслужить надо (смеется). А специалистов сегодня – по пальцам пересчитать. Знаете, сколько раньше в Советском Союзе было летчиков-спортсменов и парашютистов? Тысячи! А сейчас только парашютисты остались.

- Но вы ведь строите здесь огромный центр подготовки летчиков и парашютистов. Значит, ситуация будет меняться?

- Время покажет. Пока мы своими силами возрождаем то, что разрушалось десятками лет. Не знаю, сколько времени нужно, чтобы достроить это помещение, но планы у нас далеко идущие: будем приглашать инструкторов из Москвы, может, к тому времени и свои подрастут. Здесь ребята будут получать летные удостоверения.

Напротив внушительной стройки, на которой кипит работа и в зной, и в стужу, находится своеобразная достопримечательность – двухэтажная дамская комната. Конечно, мужчинам там тоже нашлось местечко, но акцент сделали на леди – все-таки львиная доля пилотажной группы (за исключением командира) состоит из прекрасного пола. Женская комната без преувеличения напоминает будуар – столько в нем изящества и вкуса. Правильный свет, богатые обои, а зеркала и вовсе словно «упакованы» в картинные рамы. В общем, наводить марафет перед захватывающим дух полетом в таком месте сплошное удовольствие! Что же до размеров уборной, то два этажа в ней неспроста. «Все наше детище находится за городом, некоторое время назад здесь было только болото: ни канализации, ни электричества. Целый год ссыпали на этом участке грунт, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Поэтому зимой, когда термометр перешагивает отметку в 40 градусов мороза, коммуникации под строением могут просто замерзнуть и в случае прорыва к ним будет не подобраться. Было принято решение максимально приподнять их от земли, поэтому построили еще один этаж», — поясняет необычный строительный ход идейный вдохновитель и руководитель проекта Евгений Барсов.

Рядом, в паре тройки метров, отстроен уютный большой деревянный коттедж – называемый среди своих «тусовочной». Внутри – длинный резной стол, на котором всегда много сладостей и горячий чай. Здесь парашютисты и пилоты готовятся к полету и отдыхают после него.

Вид из окон, конечно, шикарный – панорама взлетно-посадочной полосы, на которой только за последние полгода 300 раз взлетали и садились самолеты. Картина, скажу я вам, в духе лучших романтических лент мирового кинематографа...

«У нас в огромной России легких воздушных судов зарегистрировано 2,5 тысячи, а в Америке 125 тысяч! – возвращает меня к реальности собеседник. – А ведь каждый самолет требует специалистов: его ремонтировать надо, эксплуатировать, новые запчасти поставлять. Это огромная индустрия, на которую люди с удовольствием тратят деньги».

- Но ведь даже для спорта это огромные затраты. Позволить себе купить самолет может отнюдь далеко не каждый первый, даже не каждый тысячный житель России.

- Ошибаетесь (улыбается). Самолет купить гораздо проще, чем аэродром построить. Ан-2, например, стоит 500-700 тысяч рублей. Правда, заправка топливом дорогая. Вы можете купить самолет и поставить его на нашем аэродроме. Среди нас ведь есть и частные летчики, которые вместо очередного автомобиля сделали вложение в крылатый транспорт и по выходным в свободное время летают с разрешения диспетчеров авиационного надзора. Более того, мы не просто покупаем самолеты. Мы купили сборочную линию по строительству двухместных самолетов Як-54, получили лицензию и уже собираем воздушные судна. За это направление отвечает наш сургутский авиационный завод «Беззаветный».

- Боюсь представить, сколько денег тратят девчонки пилотажной группы, чтобы подниматься в небо…

- Ни рубля. Они находятся полностью на балансе клуба.

- Другими словами, существуют на ваши личные деньги?

- Получается, что так. Но не это главное. Когда ты заражен идеей что-то изменить к лучшему, когда у тебя есть цель, то она всегда оправдывает средства. В прошлом году к нам на кастинг пришли 134 человека. Летать хотят многие, но есть отбор по физическим параметрам, по выносливости, по психологической подготовке. У нас есть и школьницы, и взрослые девушки. Например, буквально в начале этого месяца школьница Таисия Бондаренко совершила свой первый самостоятельный полет, предварительно пройдя годовое обучение. Только представьте: девчонке 15 лет, а она уже управляет самолетом. Это фантастика! Ребята тоже летать хотят, но мне ведь нужно развивать авиацию, значит, нужная хорошая реклама. А что может привлечь лучше красивых и умных девушек за штурвалом самолета? (улыбается)

- Тогда такой вопрос: в следующем году вы хотите вновь баллотироваться в городскую думу с какой целью – привлечь финансовые ресурсы на развитие, не побоюсь этого слова, будущего центра экстремального спорта Югры?

- Считаете, что наш проект может получить такие масштабы?

- А почему нет? Помимо уникального для округа и даже России аэродрома, здесь же, рядом с вами достраивается и благоустраивается мототрасса, на которой можно без преувеличения проводить крупные международные турниры; неподалеку – пейнтбольное поле…

- Да, тут еще любители гребли на каноэ местечко себе присматривают. Должно получиться хорошо, главное, чтобы людям это нужно было. И, конечно, в думе я хочу выразить свою позицию на данный счет: в городе нужно развивать малую авиацию, которая через пять-десять лет выведет жизнь населения на совершенно иной уровень комфорта. Построил я аэродром, но это полдела. Дороги-то к нему нет. А чтобы ее сделать, денег нужно еще столько же, если не больше. Пока город и округ не будут заинтересованы во вложении денег в будущее, ситуация не изменится. Сейчас по снегу добраться сюда можно, а вот в любое другое время года – с большим трудом. Дорогу размывает, в частности, «благодаря» разместившемуся по соседству снежному полигону: в теплое время года осадки тают и превращают проселочную дорогу в грязное месиво. Нас просто топит! А ведь весенние показательные выступления наших девчонок собрали столько зрителей, сколько в городе в одном месте увидишь редко. Мои слова подкрепляются многочисленными видео, размещенными в свободном доступе на YouTube. Значит, авиация интересна?

Я иду в депутаты, потому что хочу достроить этот узел. Аэродром хоть и частный, но он может в корне изменить жизнь наших горожан, моих избирателей. Эту идею я хочу донести с трибуны до своих «соратников». Ведь, вы правильно заметили, сейчас рядом с нами строится шикарная мототрасса, а раньше о ней никто даже слышать не хотел. Такой вот прогресс.

- Вы бы хотели занять место главы города?

- Конечно, а кто не хочет? Зачем лукавить. Я не боюсь ответственности. Но для этого необходим определенный опыт и знания, подходящий более молодой возраст. Будем честными: выборы – это всегда конкуренция, а у меня за спиной не такие политические силы, чтобы в этой борьбе участвовать и победить. Моя цель на сегодня и на будущее – развитие малой авиации, а для этого нужно не кресло главы города, а силы и желание пробивать свою идею на всех уровнях власти.

Первая в России женская пилотажная группа была образована 18 июля 2014 года в Сургуте. В состав «Барсов» входят курсанты-любители: командир Иван Барсов, пилоты Надия Курмаева, Виктория Филиппова, Надежда Долганова, Снежана Игнатенко и Таисия Бондаренко.



08 января 2016 в 10:07, просмотров: 7857, комментариев: 4


Комментарии:
Швондер
Вот Барсов молодец. Ведет народ к просвещению. Бигбен там, аэродром... Не то что некоторые - церкви и средневековое мракобесие
сэнсей
Барсов тоже болтун и обещалкин Бигбен воткнул- люди белого света не видят и не работает толком "Лингва" по всему городу филиалы открыла-молодец Журавпева,сам внучку на военкомат вожу,народу не протолкнутся.А это страшилище на Островского заколоченнон стоит
сэнсей
Дочка Афонасьевича поди будет эта Анастасия и так по порядку все сынки идочки депутатов и чиновников- а где же простой люд?
Швондер
Комментарий удален модератором, так как оскорбляет автора и читателей сайта.
сэнсей Швондер
Мойша-сам иди в сторожа к этому людоеду.У него сколько начальников снбжения,прорабов или инсульт с инфарктом или сразу на 5 км гикнулось не успевали хоронить.Зато прибыль ярдами на локоть наматывает и мама ему нипочем,думает храмик отгрохал владыка все грехи отпустил- нет народ все вспомнит когда заполыхает пламя третьей мировой сначала к своим придут разбиратся кинутые на все -бабки,баб,ребятишек !!!!!!
Показать все комментарии (5)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​ЭКСКЛЮЗИВ СИА-ПРЕСС. Андрей Филатов: «Глава, который не берет на себя ответственность, Сургуту не нужен» 6960
  2. 20 из 22: депутаты думы Сургута выбрали нового градоначальника 2570
  3. ​В Сургуте начинается продажа квартир в малоэтажном ЖК «Зеленый» 1271
  4. ​Возьмите на передержку: ханты-мансийцы переживают за судьбу безнадзорных свиней 1105
  5. ​На железнодорожном вокзале Нижневартовска появились автоматизированные камеры хранения и подъемник-ступенькоход 1082
  6. ​«Обещаю работать не просто 24 в сутки, но еще и головой» 1018
  7. ​В Югре 1 376 человек лечатся от коронавируса 944
  8. ​На следующей неделе в ХМАО потеплеет 887
  9. ​Коронавирус унес жизни трех югорчан 860
  10. ​Дзержинский или Невский? Мэр Москвы высказался об установке памятника на Лубянке 832
  1. ​Весна задержится: синоптики дали прогноз на весну и лето 2021 года в Сибири 10332
  2. ​Сургутянам стали доступны товары «Леруа Мерлен» 8092
  3. ​Актировка: 1-11 классы первой смены 7088
  4. ​ЭКСКЛЮЗИВ СИА-ПРЕСС. Андрей Филатов: «Глава, который не берет на себя ответственность, Сургуту не нужен» 6960
  5. Абсолютный ноль: сайт прогноза погоды «предсказал» минус 273 в Сургуте 6018
  6. ​Жители Нижневартовска пожаловались на замороженное молоко на прилавках магазина 6002
  7. ​Москва и Питер проиграли Сургуту по доступности жизни 5321
  8. ​Умер после осмотра врача: сургутские следователи разбираются в обстоятельствах гибели маленького ребенка 4753
  9. ​Студенты нижневартовского вуза рассказали, что их привлекают к политическому пиару 4362
  10. Югорчанка после вечеринки украла ноутбук и карту, пока их хозяин спал 3885
  1. ​Чиновники планомерно занимаются отчуждением общественных пространств в пользу крышуемых ими бизнесов 20291
  2. В Сургуте появится второй мост через Обь 13911
  3. ​ИНСАЙД. Дмитрий Попов возвращается в Сургутнефтегаз 13354
  4. ​Людей больше, протест мирнее. В Сургуте начался митинг в поддержку Навального 11085
  5. ​«Леруа Мерлен» в Сургуте может открыться в марте 10944
  6. Под Нефтеюганском столкнулись два КАМАЗа 10923
  7. В районе Нефтеюганска автомобиль влетел в КАМАЗ: водитель легковушки не выжил 10546
  8. ​Сургутянка похитила у администрации более 4 миллионов рублей 10461
  9. ​Весна задержится: синоптики дали прогноз на весну и лето 2021 года в Сибири 10332
  10. ​Дмитрий Попов приступил к работе в Сургутнефтегазе 8781