Самые беспокойные люди на свете — это мамы: сейчас в родительском сообществе царят куда более жесткие тенденции воспитания детей, чем даже десяток лет назад. Придумано громадное множество пунктов того, как должен вести себя ребенок в определенном возрасте, что он должен уметь, как должен ходить, говорить, играть и так далее. А еще «старожилы» женских интернет-сообществ любят заочно ставить чужим детям диагнозы и пугать молодых мам жуткими последствиями безобидных особенностей детского организма. О том, почему не стоит паниковать, если ребенок дерется в детском саду, и в какой момент нужно отвести малыша к психиатру, мы поговорили с врачом-психиатром детского отделения Сургутского клинического психоневрологического диспансера Викторией Боронос.
— Многие родители опасаются, что поставленный в детстве диагноз будет тянуться за ребенком всю жизнь…
— Это понятно: каждая мама переживает за будущее своего ребенка. Это хорошо и правильно. Но это все предварительно! Если через некоторое время все изменилось, мы диагноз снимаем. Выставленные буквы или циферки на будущем ребенка никак не отражаются. Даже если в подростковом или школьном возрасте мы в карте что-то выставляем — может быть, нарушение поведения, — к 16 годам он может измениться. Он созрел, его нервная система созрела, он стал адекватным. Бывает и иначе. Грубо, может быть, но родители говорят: «Вы делаете моего ребенка дураком, поставили ему умственную отсталость, у нас теперь нет будущего». Но даже если мы не поставим этот диагноз, то это не значит, что ребенок потянет общеобразовательную программу. У него не хватит на это интеллектуальных способностей. Получается, что не диагноз накладывает ограничение, а психическое состояние человека. Наверное, все со мной согласятся, что человека выгоняют с работу за прогулы, за приходы в нетрезвом состоянии, хотя он может у нарколога с диагнозом «алкоголизм» не стоять. Все равно он потеряет эту работу, потому что его поведение не позволяет ему справляться с его трудовыми и должностными обязанностями. И с детьми примерно то же самое.
Кстати, недавно пришла на прием семья. Ребенок воспитывался бабушкой, ему четыре года. Я ставлю задержку речевого развития, потому что в речи у него очень мало. Начинаю проверять то, что он должен знать в этом возрасте, а он не знает. И здесь нужно разобраться: он не знает, потому что его не научили, или не знает, потому что он сам не сумел этого освоить? В этом случае нужно дать время, дать возможность научится. И вот если он не возьмет и не научится, тогда это другое дело. Но если он возьмет и научится, кто тогда его в чем ограничит?
— Какие моменты в поведении ребенка дошкольного возраста должны насторожить родителя? Можно даже выделить по возрастным категориям.
— Так как люди социальны, они тянутся к общению. Поэтому мама может обратить внимание на то, если, допустим, ребенок с рождения не радуется маме. Если он не реагирует, не тянется на ручки, как-то ко всему равнодушен, пассивен, то это тревожный сигнал. Или если малыш крайне беспокойный, почти постоянно кричит, плохо спит ночью — на это тоже есть определенная причина. Может быть, во время родов сломали ребенку ключицу, а родители склонялись к свободному пеленанию. Из-за этого ребенок каждый день кричал до рвоты — потому что ему было больно. А вот если ребенок не считывает эмоции с лиц близких, то нужно прийти к психиатру. Например, мама может заметить, что ребенок не понимает, что она ему говорит. Лучше прийти, и пусть врачи разберутся, проведут обследование, будут лечить.
— В поликлинике любят ставить диагнозы вроде гипервозбудимости. К вам часто направляют детей с поликлиник с такими записями в картах?
— На каждого ребенка нужно смотреть индивидуально. Гиперактивность опасна, если она не соответствует возрасту. Дети должны бегать, должны всем интересоваться, везде лезть, много двигаться — у них так развивается психика. А если ребенок заторможен, то это говорит о том, что психика не развивается. По поводу гиперактивности: ее можно ставить, если она чересчур разрушительная и проявляется тотально, куда бы вы с ребенком не пришли, особенно там, где нужно посидеть, подождать. Кстати, в детском саду он может быть гиперактивным просто потому, что ему не нравится детский сад. У него может так проявляться протестное поведение. Нужно говорить с ребенком: с его слов можно выяснить, почему он себя так ведет.
Справка: Гиперактивность проявляется беспокойным сном, повышенной плаксивостью, чрезмерной возбудимостью, обостренной чувствительностью к внешним раздражителям — свету или шуму. Дети с этим диагнозом не способны сосредоточиться на одном занятии — например, почитать книжку или порисовать. Причинами этого состояния могут быть осложнения в родах, курение во время беременности, инфекции или интоксикация в первые годы жизни или генетическая предрасположенность.
— То есть агрессия ребенка в детском саду — это не повод для беспокойства?
— Это значит, что в самом детсаду есть какое-то обстоятельство, ситуация, то, что ему не нравится. Дети не очень хорошо умеют себя защищать. Они очень открыты. У них еще нет механизмов защиты личности. Взрослые ведь могут закрыться, маску надеть, а дети показывают то, что у них на уме. Надо понаблюдать за ребенком в такой ситуации. Родители часто говорят, что дома, допустим, ребенок не дерется. Но ведь семьи есть разные, есть разные родители — очень импульсивные, агрессивные, разговаривающие дома на повышенных тонах. Ребенок переносит эту манеру общения из дома в садик. Получается, что со своими сверстниками он ведет себя так, как родители ведут себя дома.
Также у ребенка еще нет анализа того, как можно показать себя. Бывает, что воспитатель уделяет недостаточно внимания. А малыш не может по-другому выразить себя, у него еще не сформированы личные качества, эмоциональные, нет словарного запаса. Поэтому он выражает себя так, как у него лучше получается, — через агрессию.