Основатели Сургутского художественно-промышленного колледжа — чета художников Чагалидзе — покидают город. Вчера, 8 июля, их провожали коллеги, выпускники, а также представители окружного департамента культуры. «10 июля мы с Ириной Владимировной уезжаем в Батуми, потом в Санкт-Петербург. Мне надо понянчить внучку, и я подготовил себе творческую работу, — рассказал о планах корреспонденту «Нового Города» Нодари Чагалидзе. — А сегодня последний день в колледже, но иногда приезжать буду. В 5 часов все придут меня провожать, а мне так хотелось уйти просто по-английски, но не получилось». Ирина Чагалидзе добавила: «Мы сделали в Сургуте все, что могли, уезжаем с легким сердцем».
В этом году у Нодари Ахмедовича юбилей: ему исполнится 75 лет. Статный, интеллигентный, благородный и обаятельный мужчина, он принес огромный вклад в развитие художественного образования в округе. В 1998 году его пригласили в Сургут для создания художественно-промышленного колледжа. Он вспоминает, как 17 лет назад летел в самолете в Сургут и думал над названием колледжа, о дисциплинах, которые он будет преподавать. За 15 лет директорства в Сургутском художественно-промышленном колледже он приобрел репутацию незаменимого человека. Тем не менее, за это время он вырастил достойную смену, и, будучи уверенным в своих выпускниках, теперь заявляет, что колледж остается в надежных руках.
Заслуги главы колледжа отметила директор департамента культуры, молодежной политики и спорта Галина Грищенкова: «За такое короткое время поднять с нуля профессиональное искусство, вырастить целое поколение, с начального этапа и обеспечить им поступление в лучшие высшие учебные заведения страны – это настоящий подвиг. Сегодня не хочется прощаться, мы действительно говорим «до свидания», и, несмотря на расстояние, мы все равно будем работать вместе».
Перед началом торжественной церемонии Нодари Чагалиде бродил по родным коридорам, которые заставлены работами его учеников. «Это неординарное место. Это было трудно создать за 15 лет создать, — признался он, — каждый день у меня здесь был яркий. Я с утра до вечера был со своими студентами». С гордостью показывая работы, которые родились в стенах колледжа, он неустанно повторял: «Это мои делали... и это мои делали».
Не все, впрочем, удалось сделать так, как было задумано. «Токарный станок красивый у меня, и еще станки есть, но их негде ставить… не наше это помещение теперь», — с горечью рассказал Нодари Ахмедович.
Полгода назад Сургутский художественно-промышленный колледж объединили с колледжем имени Знаменского, и с января Нодари Чагалидзе перестал управлять собственным детищем. Кратко, выбирая слова, он выразил свое отношение к произошедшему: «Это абсолютно неграмотное решение».
На вопрос о самой главной гордости в его жизни Нодари Чагалидзе, не задумываясь, ответил: «Выпускники… и вы. Вы, молодежь». В одной из аудиторий, заставленной скульптурами, он остановился перед работой одного из своих воспитанников Ивана Качесова. Это был гипсовый слепок головы. «Это я. Похож? Ваня сделал… Поставлю его в зале, когда все придут. А сам пойду домой», — пошутил он.
Иван Качесов тоже был в числе гостей. Он вышел в центр зала, чтобы произнести речь в честь своего главного наставника: «Я бы хотел сказать спасибо, но мне говорить трудно. Я могу слепить, могу нарисовать. Лучше обращусь к поэзии.
Спокоен
ход простых суровых дней,
Покорно все приемлю превращенья.
В
сокровищнице памяти моей
Твои
слова, улыбки и движения.
Спасибо Вам огромное. Низкий поклон».
Нодари Чагалидзе очень любит поэзию, у него с собой всегда есть книги стихов. Сам он тоже пишет на грузинском и на русском. Однако от идеи издать сборник поэзии все-таки отказывается.
Чета художников уезжает из Сургута с дарами: их презентовали городские и окружные чиновники
Зато не отказывается он от Сургута. Несмотря на отъезд, планов связанных с нашим городом, у художника достаточно. Так, он собирается создать памятник репрессированным сургутянам, который, возможно, когда-нибудь появится в районе Черного мыса. Несколько макетов уже готовы. Огромная часть художника останется в Сургуте — это его ученики, работы: фонтан и люстра в музыкальном училище, люстра в Центральной библиотеке имени Пушкина и другие. В каждую из них он вкладывает душу: по-другому не умеет.
Во время работы в колледже, Нодари Ахмедович, впрочем, творил мало — сосредоточился на студентах. «Как можно одновременно преподавать и писать?» — удивляется он. Теперь, будучи свободным от преподавания, Нодари Чагалидзе получил время для творчества.
Фото Ирины Швец