Уже более двух лет в Белом Яру Сургутского района работает добровольная народная дружина. Корреспондент «Нового Города» в один из вечеров присоединился к отряду и прогулялся по самым проблемным маршрутам. В этот раз основной целью было пресечение нарушений в общественных местах.
Буквально через 15 минут с начала движения нам попались на глаза первые нарушители. На первом этаже деревянного дома открыто окно, на улице прямо перед ним двое пьяных молодых мужчин жарят шашлыки. Если быть точнее, один жарит мясо, а другой в паре метров от «кухни» справляет нужду, покачиваясь на уже непослушных ногах. На замечание сотрудника полиции следует бурная реакция — нарушителями они себя явно не считают. Вести с ними адекватную беседу сложно: полицейский и представители ДНД пытаются утихомирить мужчин, а в ответ летят обвинения в расизме, превышении полномочий и так далее. После почти 20-минутного выяснения отношений нарушителей успокаивают выскочившие на улицу жены — тоже в не самом трезвом состоянии. Штраф не выписывают, выносят предупреждение, просят переместиться в дом. Спрашиваю у хозяина квартиры: «Вас не смущает, что в паре метров от вашего окна и жарящегося мяса справляет нужду друг? Ведь это, во-первых, некультурно. Во-вторых, вы же и будете потом в жаркое время вдыхать эти ароматы. Неужели сложно дойти до квартиры?» Ответ, конечно, заставил улыбнуться человеческой логике: «Я ему только чуть-чуть разрешил».
Идем дальше. Понимаю, что на Белом Яру все друг с другом знакомы, с отрядом постоянно кто-то здоровается, перекидывается парой слов. Спрашиваю у одного из дружинников: «Трудно, наверное, призывать к соблюдению порядка, когда все вас знают?»
«Нет, не трудно. Иногда это даже помогает. Люди не начинают сразу агрессивничать, а просто исправляются. Как правило, мы сначала делаем предупреждение — мало кого действительно штрафуют или забирают в полицию», — отвечает тренер по северному многоборью СК «Витязь» и замкомандира дружины Александр Мартынцев,.
Через некоторое время опять натыкаемся на нарушителей. Двое мужчин распивают алкогольные напитки и курят на крыльце дома. Действия разворачиваются по уже привычной схеме: замечание — агрессия — предупреждение. Лицезрею спектакль одного актера, приправленный отборным матом, в голове крутится мысль: «Действительно, алкоголь из человека делает обезьяну». Можно же просто извиниться, потушить сигарету, забрать бутылки и зайти в квартиру. Без всяких концертов. Но в этот вечер нарушители оказались гиперэмоциональными: размахивали руками, ругались, проявляли «великолепное» знание закона и своих прав, пытались оскорбить и спровоцировать сотрудника полиции, дружинников и даже нас с фотокорреспондентом. И никого из нарушителей не волновало то обстоятельство, что они показывают дурной пример молодежи, что они действительно виноваты и поступают некорректно. Хочется верить, что, протрезвев, они все-таки устыдятся своего поведения. Радует только одно: есть у нас такие добровольцы, которые не жалеют субботнего вечера для полезного дела.
Сотрудник полиции внушает страх, завидев его, люди в спешном порядке тушат сигареты и принимают добропорядочный вид
А вот и те, кому «море по колено. Полиция их не то что не смущает, они чувствуют себя полностью правыми. Им совсем не нравится, что получили замечание
Самое важное – отстаивать свою правоту во что бы то ни было
Записываются данные нарушителей: ФИО, место жительства, дата рождения
Распространенная тактика: «Брат, чё за …»
«Братанье» не помогло, начинается спектакль. «Я знаю свои права, вы кто ваще такие, че хочу, то и делаю…» и парочка матов в довесок. Алкоголь, он такой – храбрый и непобедимый
Полиция не понимает, хоть ты пойми!
Дети наблюдают, может, усвоят урок. Только вот какой: пить нельзя или можно закон не уважать?
Кто следующий? Или на сегодня нам достаточно?
Кстати: По словам сотрудника полиции, участвовавшего в рейде, «пиво, завернутое в полиэтилен или в специальный бумажный пакет, не спасет от штрафа. Запрещается распивать алкогольные напитки в общественных местах, в какой бы таре они не находились».
Фото Ирины Швец