16+
Больше новостей
Больше опросов

​«Мы движемся в античеловечном направлении: подливаем яд в свой же стакан»

Ученики гимназии «Лаборатория Салахова» требуют пересмотреть решение о ликвидации гуманитарного направления и позволить им получить аттестат о полном среднем образовании

​«Мы движемся в античеловечном направлении: подливаем яд в свой же стакан»
ермак-инфо.рф

В редакцию siapress.ru поступило письмо от девятиклассников гимназии Салахова, которые требуют отменить намеченные в учреждении преобразования. Речь идет о закрытии гуманитарного класса и последующем расформировании гимназистов в самые обычные школы. Например, родителям уже поступают предложением перевести детей в… профессиональный колледж, где готовят слесарей, плотников, поваров.

Мы публикуем эмоциональный призыв сургутских детей о помощи без сокращений.


Директору МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова»
Т. В. Кисель
от гимназистов 9Г (гуманитарного) класса


Обращение по поводу ликвидации гуманитарного класса Уважаемая Татьяна Викторовна!

Смертельный удар по гимназии

Поступая в восьмой класс нашей замечательной гимназии два года назад, мы, выбирая из предложенных нам трёх профильных направлений обучения – гуманитарного, физико-математического и химико-биологического, остановились на первом. Большинство из нас так или иначе решили связать свою жизнь, свою будущую профессию именно с гуманитарными науками, то есть с науками, изучающими человека и человечество – его прошлое, настоящее и будущее. Все мы, осознавая, что до окончания обучения в нашей родной гимназии и начала взрослой жизни осталось всего четыре года, были преисполнены самых лучших и благих надежд и настроены работать дальше – работать на результат, учиться, учиться и ещё раз учиться, как это у нас, гимназистов-салаховцев, принято. Разумеется, никто из нас и подумать тогда не мог, что уже на следующий учебный год нам объявят, что гуманитарный класс закрывается. Видимо, гимназия больше не видит перспективности этого направления и поэтому наносит по нему решающий удар, притом делая это не постепенно, просто прекратив на него набор, а моментально – закрыв класс, когда его ученикам до окончания гимназии остаётся всего два года. А ведь чуть больше века назад гимназии давали не просто элитарное, но и преимущественно гуманитарное образование. Помимо усиленного курса математики здесь изучали два древних языка – латинский и древнегреческий, два языка современных – немецкий и французский, а также церковнославянский язык, литературу, русскую словесность, историю, риторику и многие другие дисциплины. Древние языки невероятно развивали мышление и память гимназистов, на уроках риторики и словесности их учили правильно излагать свои мысли, по крайней мере на двух иностранных языках выпускник классической гимназии мог говорить практически свободно. Для гимназистов привычным делом было толковать философские сочинения Цицерона, произведения Овидия, Вергилия, Горация, которые, конечно, читались ими в оригинале. Философ Алексей Лосев, закончивший с золотой медалью Новочеркасскую классическую гимназию, например, вспоминал позже, как на экзамене переводил текст с одного диалекта древнегреческого на другой. Именно гимназия давала классическое гуманитарное образование – образование сильное, образование, воспитывающее личность, homo cogitans, то есть человека мыслящего, а не homo consumens – человека потребляющего. Достаточно просто посмотреть на типичные для гимназистов того времени темы для сочинений, учтя, что интернета тогда не было: «Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни», «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории», «На чём основывается духовная связь между предками и потомством?». Первостепенной задачей гимназического образования тогда было научить человека мыслить, разбираться в смысле происходящего в мире, жить во имя высшей идеи, сформировать сильную, самостоятельную, полноценную личность, человека мыслящего. Ведь, по словам В. И. Вернадского, «Мыслящий и работающий человек есть мера всего. Он есть огромное планетное явление». А человек мыслящий невозможен вне гуманитарного знания, ибо только гуманитарные науки развивают человека не просто как существо, понимающее, что оно делает, не просто как существо, умеющее считать, вычислять и программировать, строить и производить, но как существо, созидающее во благо высшей идеи, существо, имеющее понятие о прекрасном, существо, горящее идеями справедливости и гуманизма. Гимназия неотделима от классического гуманитарного образования. Гимназия без приоритета на изучение гуманитарных наук (или по крайней мере без гуманитарного профиля) немыслима. Это будет уже не гимназия, а средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов или, быть может, лицей. Нанося удар по гуманитарному образованию, мы наносим удар по основам гимназического образования как такового, мы наносим смертельный удар по нашей гимназии.

Мы развиваемся настолько стремительно, что некогда задумываться о высоких понятиях

Мы думаем, Вы согласитесь, что и теперь целью образования должно быть не просто «напихивание» знаниями и не просто зубрёжка, но формирование мыслящей, всесторонне развитой личности, сиречь воспитание человека, его духовное, нравственное развитие. Это особенно актуально в наш XXI век, когда нравственность и необходимость духовного развития как никогда поставлены под сомнение. Это означает, что настоящее образование неотделимо от нравственного воспитания, несмотря ни на какой научный прогресс и ни на какое развитие технологий, ибо человечество непрерывно накапливает и совершенствует знания, но нравственные принципы, им же выработанные и им же на примере многих поколений проверенные, не подлежат пересмотру. Не зря великий русский учёный Д. И. Менделеев писал: «Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего», ведь знание – это, действительно, сила. Больше того, знание – это оружие. И от того, в чьих руках оно окажется, зависят судьбы стран и народов, судьбы всего человечества. Нравственность должна быть для человека, как существа духовного, мерилом всего. Вообще само понятие нравственности ведь присуще только человеку, а значит никто, кроме одного лишь человека, носителем нравственности быть не может. Многие полагают, что гуманитарное знание больше не может иметь сколько-нибудь обоснованного приоритета для человека, якобы в век научно-технического прогресса «есть вещи поважнее». Человечество, изобретая и открывая всё новое и новое, идёт по пути цифровизации всего и вся. Мы живём в такое время, когда с каждым годом меняется востребованность той или иной профессии, «виновником» чего выступает всё тот же прогресс. Уже в ближайшее будущее физический труд возьмут на себя машины. Всевозможные вычисления, расчёты, построения чертежей, отчёты, планирования – всё это с лёгкостью и точностью будет выполняться компьютерами, роботами. Но машины никогда не смогут взять на себя работу, связанную с гуманитарным знанием (разве что переводчика, но совершенно понятно, что живой переводчик всегда гораздо лучше переводчика машинного, ибо человек-переводчик чувствует, что он переводит и понимает, что он переводит, в отличие от переводчика-робота – недаром в политике и бизнесе живые специалисты по переводу остаются и будут оставаться гораздо востребованнее машин). Никогда машины не смогут писать романы и сочинять стихотворения. Никогда машины не смогут писать такие великолепные полотна, какие пишут художники, ибо такие полотна не будут наполнены чувствами, внутренним миром художника, глубоким смыслом. Никогда роботы не будут сочинять такие музыкальные шедевры, какие может сочинить человек. У робота нет и не может быть вдохновения, чувств. Он не может проявлять жалость, сострадание, милосердие, любовь, добросердечность. Никогда машины не заменят специалистов в области права – это было бы настоящим безумием. Роботы бы оценивали всякое действие в строжайшем соответствии с каждой буквой закона, не вникая в подробности и в частные случаи, порой в простейший здравый смысл, совершая при этом непростительные и неисправимые ошибки. Никогда машины не будут заниматься антропологией, историей, философией, социологией, психологией, литературой, политологией – для всего этого нужно развитое человеческое гуманитарное аналитическое мышление. В наше время именно образование человека будет играть важнейшую роль в его дальнейшей жизни, поэтому разрушение любой составляющей образования само по себе есть чистейшее безумие. Мы развиваемся настолько стремительно, что совсем уж, казалось бы, некогда задумываться о каких-то высоких понятиях и искать смысл в происходящем на планете. Зачем покупать книги, когда можно скачать абсолютно любую в электронном виде? Так простой клик заменил шелест страниц, хруст переплёта и запах свежеотпечатанной книжки. Зачем изучать родную историю, если любую дату можно найти в интернете за считанные секунды? Зачем теперь вообще читать Толстого, Достоевского, Лескова, Тургенева, Пушкина, Лермонтова, разве как не для получения положительной оценки по литературе в школе? Да даже если и для оценки, не проще ли прочитать краткое содержание и характеристику главных героев по отдельности – и то, и другое с лёгкостью ищется всё в том же интернете. А многие и вовсе сейчас не читают – и это серьёзная катастрофа, на устранение последствий которой общество должно затратить гигантские ресурсы и развивать гуманитарное образование, а не рушить его. И уж тем более никому теперь нет дела до того, чтобы изучать классическую философию, толковать сочинения Цицерона или разбирать диалоги Платона. Мы движемся в антигуманитарном, а значит, в античеловечном направлении. Мы движемся в неправильном направлении. Невозможно отрицать прогресс и его необходимость, но невозможно и забывать гуманитарное знание, то есть знание о человеке, которое фактически и создало человечество, каким мы его знаем. Прогресс неотделим от нравственного развития, а значит и от совершенствования гуманитарного знания. Нельзя здесь не вспомнить слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Именно гуманитарное образование есть по существу своему образование нравственное, образование, которое делает человека Человеком, образование, которое развивает в человеке человечность.

Нравственности не может научить ни математика, ни физика, ни биология, ни химия, ни прочие точные и естественные науки

Нравственность развивают в человеке только науки гуманитарные – литература, философия, история, обществоведение. Общество, пренебрежительно относящееся к гуманитарному знанию, обречено на падение нравов. А безнравственное общество, в свою очередь, обречено на погибель. А не воспитывает ли человека искусство? Ведь именно искусство формирует вкус человека, его эстетические представления и предпочтения, способность ценить прекрасное. Воистину несчастен человек, не знающий прекрасного, но умеющий только считать, и решать одну за другой арифметические задачки. Представьте лишь на миг, что в человеческом обществе никогда не было понятие о гуманитарном знании (как бы абсурдно это ни звучало). Просто представьте себе мир, в котором нет стихотворений Пушкина, Лермонтова, Есенина, романов Достоевского, Тургенева, Толстого, полотен Айвазовского, Репина, Куинджи, музыки Чайковского, Глинки, Свиридова. Мир, в котором никто и никогда не задумывался о смысле жизни, о том, что есть хорошо и что есть плохо, о том, что есть такое человеческая жизнь, о том, что такое гуманитарное право и о том, что есть такое гуманизм. В обществе, в истории которого не было места гуманитарному знанию, живёт в непонимании, ведь люди, не обременённые необходимостью изучения иностранных языков, не понимают друг друга и, не имея понятия о праве, но исходя лишь из простого математического расчёта, живут в постоянной вражде, истребляя друг друга. Люди в таком обществе серы и мрачны – в голове у них нет ничего высокого – только цифры, бесконечные строки программ и раздумья по поводу решения физических задач. В таком обществе был бы невозможен прогресс – люди, не заботящиеся о праве и изучении своей истории, постоянно бы наступали на одни и те же грабли, да так бы, наверное, и вымерли. В таком обществе люди никогда не возводили величественных дворцов, не признавались в любви стихами, не читали под звук дождя книжки, не спорили о смысле своего существования и проявлении нравственного начала в истории, не искали лучший политический строй, не задумывались о равенстве всех людей, не пытались жить во имя высшей идеи, не рассуждали о категорическом императиве – даже не столько потому, что, не зная простейших правил риторики и не изучая литературу и философию, они не могли грамотно сформулировать свои мысли в столь серьёзном вопросе, но потому лишь только, что И. Кант никогда не выводил категорического императива, а понятие нравственности люди вообще не обсуждали. В таком мире не может быть такого понятия, как шедевр. Люди в таком мире мало бы отличались от роботов. В таком мире математики и физики в своём безумии воплощали бы самые ужасные фантастические сюжеты. Никто бы не задумывался об идее всеобщего разоружения, гонясь за новыми изобретениями и технологиями, и необходимости мира во всём мире, направленного на созидание во благо счастья человечества. Не зря Н. К. Рерих говорил: «Не удивительно ли, что по-русски слово мир единозвучно и для мирности и для вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единосущны они по существу. Вселенная и мирное творчество – нераздельны». А мог ли так развиться без гуманитарного знания наш великий и могучий русский язык? Кто знает, однако совершенно очевидно, что без гуманитарного знания мы бы никогда не задумывались о его красоте и богатстве.

Человеческие жизни просто измеряются числами

Человек, не изучавший самого себя и своё же общество, в конце концов бы истребил сам себя. Люди, не знающие, что такое политика и не имеющие понятия о теории государства, никогда бы государства не создали, да они бы и не видели в том вовсе никакой необходимости, не имея понятия о культуре и не выходя из фазы дикости. Но такого мира, ко всеобщему счастью, быть не может. В мире, в котором нет понятия о праве, нет закона, в таком мире человеческие жизни измеряются просто числами. Общество, не имеющее понятие о гуманитарном знании, не знает понятия морали – всякое деяние в нём оценивается из практического расчёта, посредством холодных цифр и фактов. Такое общество не может существовать, ибо оно безнравственно и дико. Совершенно очевидно, что без гуманитарных наук невозможно понятие культуры. Культура вообще и есть воплощение всего гуманитарного знания, собранного воедино. И культуру необходимо нести людям, что и делает гуманитарное образование, необходимо сеять зерно культуры прямо в самое сердце, ведь, по выражению Ж. Дюамеля, «если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше её быть не может». Итак, гуманитарное знание создало человечество и человека, каким мы его знаем, и нам ли теперь сомневаться в его необходимости? Поэтому разрушая гуманитарное образование, человек рубит сук, на котором он сидит. Основа всякой человечности – мысль и нравственность. Лучше всего об этом написал Анвари:

Для человека мысль – венец всего живого,
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живёт, не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя.

Нанося удар по гуманитарному образованию, мы наносим удар по духовности, по культуре и вообще по человечности. Обратимся к творчеству великого русского интеллигента, филолога, проповедника нравственности, которого недаром называют «совестью нации», Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. Он провозгласил: «Человек должен быть интеллигентен!» При этом он призывал не смешивать интеллигентность с образованностью, выделяя прежде всего воспитанность. Д. С. Лихачёв призывал к общей интеллигентности человека и к необходимости стремления к нравственным вершинам. Лихачёв пишет: «Социальный долг человека – быть интеллигентным», причём вне зависимости от профессии, социального положения, окружающей среды. Тем более долгом гимназиста является быть интеллигентным человеком. Человек должен быть здоров не только физически, но и нравственно. Нравственно здоровый человек есть основа нравственно здорового общества. А интеллигентность равна нравственному здоровью человека. Интеллигентность не может существовать вне гуманитарного знания по определению.

Возможна ли интеллигентность вне этики, культуры общения, начитанности, хорошего вкуса?

Без знания литературы и истории, хотя бы самого малого, человек вообще не может считаться просто образованным и поэтому, разумеется, необходимо, чтобы гуманитарное образование получало должное развитие в обществе, стремящемуся к нравственному здоровью. Нанося удар по гуманитарному образованию, мы наносим удар по нравственному здоровью нашего общества, а значит, и по самому обществу. Составною частью необходимого нравственного воспитания является развитие в гимназистах духа патриотизма и гражданственности.

Возможно ли построение гражданского общества без гуманитарного знания?

Ответ очевиден. Как заявлял наш президент, Владимир Владимирович Путин, патриотизм – это национальная идея России. Президент недавно поручил заняться патриотическим воспитанием в российских школах, подчеркнув, что оно должно быть направлено на развитие «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества», что действительно необходимо в условиях современной информационной войны. Нам необходимо продвигать свои, российские национальные ценности, в противовес гнилым западным, стремительно порабощающим весь мир. Общество, уверенное в своих ценностях, непобедимо; общество, теряющее эту уверенность, обречено. Уроки, которыми так богата наша история, необходимо наконец прочно усвоить – слишком дорого мы каждый раз платим за их незнание. Возможно ли формирование духа патриотизма и чувства гражданственности, беззаветной преданности своему Отечеству и народу в школах, где сокращают количество уроков истории, обществознания, русского языка и литературы (в том числе и отечественной)? Конечно, невозможно. Именно в рамках гуманитарных наук развивается понятие Родины, любви к своему Отечеству, его истории, культуре, понятие государственности, верности, честности. Ни математика, ни физика, ни химия, ни биология чувство патриотизма и гражданственности не воспитывают – у них просто другие задачи.

Отделяемся и закрываемся от всего мира

А ведь сокращается количество уроков и по другим учебным дисциплинам, в частности, по иностранным языкам. Казалось бы, само наименование «гимназия» a priori должно предполагать изучение второго, а то и третьего иностранного языка. В странах Европейского союза, например, обязательное изучение как минимум двух иностранных языков во многих средних школах уже стало нормой. Оно и понятно: мир развивается и контакты между странами только возрастают. Люди разных гражданств активно сотрудничают друг с другом. Многие престижные компании при приёме на работу требуют знание уже не одного, а нескольких иностранных языков. В целом, многоязычие развивается и в России. Так, в сентябре 2019 года Министерство Просвещения России опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета “Второй иностранный язык”», после которого школы массово начали включать в программы изучение второго иностранного языка, в основном немецкого или французского, но также китайского, испанского, итальянского и других. Без многоязычия в XXI веке нет и не может быть образованного человека, а значит и образованного общества. И для России это актуально так же, как и для других стран. Многоязычие и будущее неразделимы, и это понимают во всех ведущих учебных заведениях. У нас же в гимназии на изучение иностранных языков, а особенно второго уделяется крайне мало времени, некоторые классы его вообще теперь не изучают, да к тому же гуманитарное направление хотят закрыть… Учебная программа по многим предметам упрощается, иногда до уровня простой среднеобразовательной школы.

Преступление перед народом и его историей

Возвращаясь к теме развития патриотического воспитания в средних учебных заведениях, необходимо отметить, что гимназия в той или иной мере позиционирует себя как элитное учебное заведение, так называемый «питомник элиты», куда могут поступить все способные дети, и выпускники которой обычно очень успешно поступают в высшие учебные заведения, в том числе и в ведущие, чем наша гимназия себя особенно зарекомендовала. Гимназия «Лаборатория Салахова» имеет славу учебного заведения, использующего передовые методы обучения, учебного заведения, 100% выпускников которого поступают в вузы по тому направлению, по которому обучались. К тому же гимназия вошла в топ-300 лучших школ России и в топ-100 по конкурентоспособности своих выпускников (81 место по сообщению СИТВ на начало 2018-2019 учебного года). Итак, выпускники гимназии поступают в лучшие учебные заведения страны, фактически участвуют в формировании её интеллектуальной элиты. Поэтому патриотизм и гражданственность для гимназистов особенно важны. А, как уже было сказано, именно гуманитарные науки в первую очередь воспитывают патриотизм и гражданственность в человеке. Поэтому, нанося удар по гуманитарному образованию, мы наносим удар по России и российской нации. Гуманитарное образование необходимо обществу, и особенно современному российскому обществу. Если мы будем уничтожать гуманитарное образование, то в конце концов окажемся в мире, где никто ничего не знает, но каждый имеет своё собственное мнение по любому вопросу. Сокращение количества учебных часов уроков истории приводит к тому, что ученики не знают исторической правды и не могут разобраться в потоке лжи, которая наводняет современное мультимедийное пространство, а порою активно впитывают разного рода враждебную пропаганду, de facto становясь внутренними врагами своего же Отечества, то есть они плюют в свою же мать и ставят себе целью её оболгать и, в конечном счёте, уничтожить – и сокращение преподавания отечественной истории и зачастую отсутствие или недостаточность патриотического воспитания в процессе обучения играют здесь не последнюю роль. Сокращение учебных часов уроков иностранного языка играет не последнюю роль в том, что к окончанию школы ученики порой не знают простейших грамматических структур изучаемого языка. Сокращение преподавания литературы приводит к тому, что зачастую выпускники школ не могут чётко и ясно излагать свои мысли, лишены способности анализировать и даже не знают многие крупнейшие произведения классиков литературы, а многие из них знают лишь по названию. Сокращение преподавания русского языка приводит к тому, что некоторые ученики не могут грамотно связать и двух слов. Отдельные уроки экономики, политологии, права, краеведения часто либо вообще отсутствуют, либо преподаются в очень малом объёме. И тенденции к сокращению гуманитарного образования в целом наблюдаются повсеместно. Наша гимназия должна остаться гимназией, а не превратиться в лицей или в среднюю общеобразовательную школу с углублённым изучением отдельных предметов, и, конечно, не должна двигаться в этом губительном направлении. Мы должны не сокращать, а развивать гуманитарное образование, не рушить, но созидать. Сокращение преподавания гуманитарных предметов есть преступление перед историей и перед нашим народом, и мы должны противостоять подобным тенденциям, сделать всё, чтобы сохранить и развить гуманитарное образование. Разрушение гуманитарного образование есть преступление перед человечеством, ибо разрушение гуманитарного образования есть разрушение знания о человеке, разрушение человеческой культуры. Нам пора остановиться и одуматься. Без гуманитарных наук невозможно знание Правды и постижение Истины, без гуманитарного знания жизнь скучна и однообразна. Без гуманитарного знания жизнь бессмысленна (согласитесь, наивно было бы полагать, что человек создан на Земле для того, чтобы что-то считать, вычислять и программировать – явно здесь есть что-то более непостижимое, на порядок более высокое, имеющее какой-то основополагающий смысл). Гуманитарное образование как никогда должно стать актуальным в XXI веке.

Мы сами подливаем яд в свой же стакан

Умение отличать правду от лжи, вести диалог, находить компромиссы, сеять зёрна мира во всём мире, развитие идеи добра и справедливости, честности и порядочности, продвижение традиционных ценностей и стремление к неоспоримым нравственным вершинам, развитие человека как полноценной всесторонне развитой личности, homo cogitans, формирование целостного понимания общечеловеческих духовных ценностей, патриотизма и гражданственности, национальных приоритетов и высших человеческих качеств, способности к самостоятельному, аналитическому мышлению и самоорганизации, склонности к творческой, созидательной деятельности, воспитание чувства общественной и гражданской ответственности – всё это суть задачи именно гуманитарного образования. Без знания гуманитарных наук человек не может творить, созидать (не говорим производить, но говорим созидать). Мы должны понимать неоспоримую важность гуманитарных наук и относиться к ним подобающе. Гуманитарное знание, как уже было отмечено выше, сформировало человека и человеческую культуру – и нам ли теперь ставить под вопрос необходимость его развития? Академик Д. С. Лихачёв, к словам которого мы тоже уже обращались, отмечал: «Двадцать первый век должен быть веком гуманитарной культуры – либо мы все пропадём». А французский социолог, антрополог, этнолог, культуролог и философ Клод Леви-Стросс писал, что «либо XXI век будет веком гуманитарных наук, либо его не будет». Осмелимся мы спорить со всем этим? Именно гуманитарное знание поможет человечеству творить, созидать, жить, исходя из принципов, имеющих высшую и вечную ценность. Нанося удар по гуманитарному образованию, мы наносим удар по этим принципам, по нашему прошлому, настоящему и будущему, мы, таким образом, сами подливаем яд в свой же стакан, то есть наносим удар сами по себе.

Пока дышу, надеюсь

Татьяна Викторовна, мы обращаемся к Вам с просьбой пересмотреть принятое гимназическим руководством решение о ликвидации гуманитарного направления, как, на наш взгляд, ошибочное и губительное для гимназической системы в принципе, системы, заложенной с момента основания гимназии. Мы хотим доучиться здесь, в Салаховской гимназии, которая поистине стала для нас вторым домом, в котором мы познали радость дружбы, сплочённости, взаимовыручки, командной работы, в гимназии, в которой большинство из нас проучилось девять лет – бо́льшую часть своей жизни. Здесь мы встретили настоящих друзей, здесь нас обучали лучшие педагоги, равных которым действительно очень сложно найти. Мы искренне желаем, чтобы гимназия осталась гимназией. Нам осталось учиться всего два года – два самых ответственных, продуктивных, серьёзных учебных года, два года, отделяющих нас от взрослой жизни. Мы уверены, что гимназия в состоянии дать нам гуманитарное образование, и при этом образование действительно достойное. И ученики, и учителя, безусловно, поддержат идею сохранения гуманитарного профиля. Гимназия дорога для каждого из нас. Развитие гуманитарного образования необходимо для человечества и, в частности, для России. Мы хотим учиться и развиваться дальше именно в гуманитарном направлении – чтобы мыслить и творить, познавать и созидать, нести человечеству и своей великой Родине свет культуры и нравственности, развивать гуманитарное знание. Мы и теперь надеемся быть услышанными и понятыми, или, как говорили древние, dum spiro, spero – пока дышу, надеюсь. Преисполненные надежд на лучшее, с нетерпением ждём Вашего скорейшего ответа.

С уважением, Даниил Дорофеев, Антон Тарабанов, Данила Бойко, Роман Петров, Савелий Чепкасов, Семён Харисов и весь классный коллектив 9Г (гуманитарного) класса



17 июня в 12:04, просмотров: 6687, комментариев: 46


Комментарии:
Миледи
Честно говоря складывается мнение, что это письмо учителей, которые теперь справедливо переживают за свои рабочие места. Что за новая мода писать якобы от имени детей? Так бы и написали: мы учим детей, учим хорошо, почему сейчас те кого мы научили должны быть выброшены за борт и мы в том числе и т.д.
Сергей Б
Бунт гуманитариев.
Сергей Б Миледи
Не подставляйте учителей, они и так бесправное сословие.
хаски из Аляски
Вас удивляет, что образованные дети умеют слагать мысли в слова и оттого кажутся умнее вас? На то и есть лицейское образование! Может это вас разочарует.
Сергей Б хаски из Аляски
Комментарий удален модератором, так как не по сути материала.
Mobii Сергей Б
Ща школоту в экстремистов запишут
Mobii Миледи
Комментарий удален модератором из-за нарушений правил сайта.
А шо таки на это скажет администрация школы и города?
Флудер
Читая письмо, я обратил внимание на перечисление следующих фактов, так понимаю, имеющих место быть в гимназии:
Сокращение количества учебных часов уроков истории...
Сокращение учебных часов уроков иностранного языка...
Сокращение преподавания литературы...
Сокращение преподавания русского языка...
Отдельные уроки экономики, политологии, права, краеведения часто либо вообще отсутствуют, либо преподаются в очень малом объёме...

Гимназия в прошлый раз попадала в топ-100 лучших гимназий России (без оговорок) в 2015-м. В этом году радостно трезвонили, что попала в топ-200, готовящих абитуриентов для математических вузов.
Впрочем, не факт, что и сам Салахов смог бы избежать падения качества образования в современных условиях жёсткого контроля образовательного процесса со стороны государства. Но, к сожалению, С уходом Салахова не был сохранён "старый" учительский состав, утеряны традиции гимназического образования. Собственно говоря, выполняется поставленная государством задача на "усреднение" образования: подтянуть "слабые" школы за счёт оттока квалифицированных преподавателей из "сильных". Думаю, сегодняшнее руководство гимназии успешно справляется с поставленной задачей. И грядущее расформирование гуманитарного класса - это не причина, а следствие. Некому преподавать. Некому поддерживать планку. Из-за этого неизбежное падение уровня образования.
Самый дух снобизма - "мы лучше других!" - сквозящий в строках письма уже настораживает. Нет, ребята, вы не лучшие. Вы такие - как все.
Потому что иначе, как минимум, где ваши призовые места на всероссийских олимпиадах? Почему "гордятся" вашими товарищами с математической параллели, а не вами?
Сергей Б
Ну хаске нравится, как образованные дети слагают мысли в слова.

А стране нужны слесаря, плотники, повара.

Вот в самый раз.
Сургутянин Флудер
Одним словом "Флудер" все сказано!
Сургутянин Миледи
Уважаемая, Миледи! Я точно знаю, что это письмо писали сами дети и им никто не помогал! И ими можно гордиться! А Вот из Вашего молниеносного комментария складывается впечатление, что Вы скучающий сотрудник Департамента образования Сургута, который теперь справедливо переживает за свое рабочее место!
Сургутянин
Молодцы ребята! А в адрес Администрации Сургута и прочих чиновников и политиков местного пошиба, которые рассказывают нам из каждого утюга, как они "любят Родину", хочется добавить следующее: "Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена великих нравственных переломов сохранял нейтралитет. (Данте Алигьери)
sergey_sur Флудер
На мой взгляд, дети просто написали о значимости гуманитарного образования, о том, чему учат гуманитарные науки. Речи о том, что гуманитарии лучше технарей нет, просто говорится о том, что абсолютно каждый человек должен иметь хоть малейшее понятие о гуманитарном знании, патриотизм, гражданственность, гуманизм и пр. - всё это должно быть в каждом из нас, вне зависимости от типа мышления. И зря Вы говорите, что гуманитариями у них не гордятся. У моего друга там учится ребёнок. Салаховцы всегда есть в как минимум в призёрах регионального этапа ВсОШ, в призёрах и победителях муниципального этапа не только по математике, физике и информатике, но и по русскому языку, обществознанию, праву, английскому, немецкому языкам, литературе. Насколько я знаю, в этом году одна салаховская гимназистка стала призёром заключительного этапа ВсОШ по русскому языку. К слову, именно салаховцы-девятиклассники заняли победные и призовые места по русскому, праву, литературе, обществознанию, немецкому. Вообще салаховцы очень часто поступают в ведущие российские вузы на бюджет не только на технические, но и на гуманитарные специальности. Вы посмотрите просто, как они слагают свои мысли! Не каждый взрослый так напишет. Дети резко выделяются среди основной массы наших школьников, согласитесь. Вообще гимназия Салахова первая в городе и одна из первых в Югре по количеству олимпиадников, в том числе и олимпиадников-гуманитариев. После них в Сургуте с достаточным отрывом идут воспитанники гимназии №2. Так что не надо говорить, если не знаете.
Дети молодцы!
sergey_sur
Радостно, что у нас ещё есть такие мыслящие ребята!
Alkonowa1ow
Кстати выпускники гуманитарного профиля прошлых лет успешно сдавали в вступительные экзамены и обучались в ведущих ВУЗах РФ, таких как ВШЭ, ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, СПб ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, московская «КЕРОСИНКА» И ДРУГИХ НА ИНЖЕНЕРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ, где на первых курсах преподаётся полный курс высшей математики. СПРАВЛЯЛИСЬ НА ОТЛИЧНО. Приобретение знаний как таковых это система, не зависящая от того: гуманитарные ли это знания или естественные. Алгоритм везде одинаков.
sergey_sur Alkonowa1ow
Математика, конечно, тоже нужна всем. Но зачем ликвидировать гуманитарный класс? Вот что странно. Если уж хотят убрать гуманитарное направление, почему не дать доучиться уже до конца гуманитариям, при этом просто закрыть новый набор и не набирать их больше? Но нет, надо сказать детям, мол, всё, идите на все четыре стороны!
Alkonowa1ow sergey_sur
Что творят сегодня в образовании в целом Вам известно. Эксперимент перехода на Болонскую систему высшего образования с ее двухуровневым образованием провалился. Сейчас все поняли, что «вытянули пустышку». Уничтожив добротную признанную во всем мире систему советского высшего образования, создали нечто несуразное. Бакалавр и магистр. Слова поднятые из бабушкиного сундука. Правда был ещё специалист с пятилетним сроком обучения на Специалите. В советской системе был 5-летний срок для дневного и 6-летний для дистанционного ( читай заочного) для практиков на выходе которого получался инженер широкого профиля. Он по базовым знаниям идти в науку или на производство на ведущие позиции. Сегодня рождают недоносков-бакалавров (не в обиду сказано). В школе. ОГЭ И ЕГЭ. Все сломали, а выстроить новую систему школьного и высшего образования мирового уровня ума у нынешних «.архитекторов от образования» явно не хватает. Вот Господин Ливанов все сломал и «ушли». Но опять всплыл. Он сейчас пришёл ломать все в ФИЗТЕХЕ. Неугомонный, однако, ты наш! За гимназию не скажу, не знаю что там творится, так как далёк от этой темы.
хаски из Аляски Сергей Б
Вы слесарь? Повар? Сантехник? Какая польза от Вас в нашей стране?
Злобный пупсеГ хаски из Аляски
повар-кондитер, который из гов...а и палок делает шумиху в комментариях
Сергей Б хаски из Аляски
Мне вообще-то 60 лет.

А так-то и слесарем был и даже поваром, и даже походной кухни, во время срочной службы на учениях, за косяк определили, добровольно в ноябре на кольском желающих не было.

Ну а в вашей-то голубой стране это точно пользу ни в каком качестве приносить не собираюсь. Идите сами работайте паразиты с нетрадиционной ориентацией.
Уважаемая редакция!Убедительная просьба напечатать ответ.Верю,что письмо писали дети.Умнички.Лично я в этом году заслушивала детские проекты,правда, 11 классы..Восхитительно.Удивила ученица,которая желает стать доктором -онкологом.Единственное,что к зачету (заслуженной пятерке) и удаче я пожелала иметь всем множество антител и ...чтобы ее зарплата НИКОГДА не зависела от количества больных.Очень жаль,что все реформы ,которые происходят в образовании,не приносят успеха.Самое печальное,что даже дети уже на себе чувствуют "ужасы" от взрослых чиновников департамента образования,которые НИКОГДА НЕ РАБОТАЛИ с детьми!!!
Миледи Сургутянин
Уже и место работы мне нашли тут, и мой уровень определили, и обвинили снова в том, что я недооцениваю детей. А всего-то написала свою точку зрения на основе своего опыта - когда-то училась и была похожая ситуация, сотрудники писали от нашего имени "о наболевшем, о крике души".
Миледи хаски из Аляски
Ой, ну молодец просто! Пять! А потом мы удивляемся почему у нас одни философы кругом, почти нет толковых рабочих и откуда у молодежи такое пренебрежение к этим профессиям.
Марина25
Странно читать о том, что люди, считающие себя человечными и с высокой нравственностью, думают, что направление обучения как то влияет на интеллигентность, добропорядочность, культуру, знание истории. Единственное что у Вас виртуозно получилось (видимо этому Вас научили преподаватели гимназии), умело пользоваться цитатами великих людей. А вы бы подсчитали сколько гимназистов, закончивших техническое направление, прославляют Россию и гимназию своими достижениями. И да, они мыслят и творят, познают и созидают, несут человечеству и своей великой Родине свет культуры и нравственности.
sergey_sur Марина25
Уважаемая Марина! Дети ведь не писали ничего уничижающего технарей, но всё же ведь именно гуманитарные науки, а не технические воспитывают нравственность, разве не так? Каждый человек должен в какой-то мере развивать а себе то, о чем говорится в письме. Но всем людям нужна и математика, в т.ч. и гуманитариям. По-моему ребята, конечно, увлеклись рассуждениями философского характера, но речь ведь идёт о том, почему ни с того, ни с сего, закрывают класс. Почему нельзя хотя бы доучить существующих гуманитариев и просто не набирать новых? Дети, кажется, об этом пишут.
На глазах общественности ликвидируют гуманитарный профиль флагманского учреждения образования Сургута!
Дайте инфу по этому вопросу. Важная тема.

Почему решено закрыть гуманитарный профиль? Что говорит Кисель? Мнение Валерия Шейхевича по этом поводу? Департамент образования как комментирует происходящее? Что намерены делать родители и учителя? Кому написаны обращения? Какие планы у выпускников 9 Г?



Iriska sergey_sur
Назовите хоть одну причину почему надо "просто не набирать новых" гуманитариев? Дело не только в том, что нужно доучить 9 Г до 11 класса. В гимназии "Лаборатория Салахова" профиль ликвидировать хотят! Это ведь не просто СОШка. Это уникальное учреждение образования Югры. И у кого-то поднялась рука подписывать подлейшее решение о ликвидации гуманитарного профиля!!!

Дети, которые в 5-8 классах учатся по этому профилю хотели бы до 11 кл быть гуманитариями. Их спросили? Те, кто сегодня 4 кл окончили, имеют право выбирать профиль, но их лишают выбора! Что делать тем, которые планировал обучаться по гуманитарному направлению в своей гимназии? Школу менять? Идти на хим-био и нанимать репетиторов?

Осознайте масштаб гадостного решения г-жи Кисель! Вы представляете сколько семей пострадают от него? Скольких детей лишили возможности получить качественное гуманитарное образование? Сколько хороших учителей останутся за бортом!
Марина25 sergey_sur
Нравственность воспитывает не наука, а личность. По моему, взрослые некрасиво прикрываются детьми.И не надо было детей в это втягивать, рассуждая о нравственности
Iriska Марина25
Цель оправдывает средства и на войне все средства хороши! Какая разница КТО писал письмо? Важно О ЧЁМ оно! Не отвлекайтесь от смысла. Дети не просто втянуты, они - первые пострадавшие в этом конфликте интересов! Это об их будущем речь. Они должны участвовать и понимать ЧТО происходит! Чтобы учиться действовать в критических ситуациях, уметь защищать СВОИ интересы, реагировать и отражать натиск тех, кто пришёл диктовать им условия, кто покушается на их право ВЫБОРА образовательного маршрута.
Сергей Обин
Полностью поддерживаю! Необходимо распространять это письмо, дети огромные молодцы. Необходимо не просто отстоять право учеников 9Г на продолжение обучения, а возродить гуманитарный класс вообще! Тут профильное обучение с 5 класса, и гуманитариев уже не набирают, хотя очень многие хотят, даже больше, чем хим-био! Гимназию просто разваливают, ещё в том году слышал что родители бунтовали (но не в таком масштабе). Некогда элитное заведение превращают в обычную школу, просто разваливают действительно великие труды основателя гимназии. Многие учителя уходят, хотя и работающие по-прежнему очень высокого уровня (у меня дочка учится здесь в 6 классе). Дисциплина гимназистов, вошедшая в легенды, уже никак не относится к младшему их поколению, всё разваливается! На наших глазах гибнет лучшее образовательное учреждение Сургута... Будем надеяться, что после такого решительного шага детей, руководство будет вынуждено решать проблему, иначе это серьёзно может вызвать общественный резонанс. С каждым годом голоса родителей учеников всё громче.
Кстати, кто не верит, что письмо написали дети - я могу заверить, что сомневаться в этом нет оснований. Салаховцы, по крайней мере их старшее поколение (9-11 классы) резко отличается от основной массы школьников страны. Они по уровню своих знаний опередят очень и очень многих взрослых, а формулировать вот так свои мысли их обучают замечательные учителя (те, кто остались со времён В.Ш. Салахова).
sergey_sur Iriska
Да, абсолютно с Вами согласен! Я просто о том, что выгонять детей из уже набранного класса - это дикость, плевок и в ребят, и в родителей.
Александр Ф. Марина25
Марина, вы просто докапываетесь до мелочей, привязываетесь к словам! Это письмо написали ДЕТИ, да так написали, как взрослые не пишут!!! Нам гордиться надо, что не всё у нас потеряно, а не к тезисам придираться. И вы отходите от сути вопроса, главная мысль - принципиальное закрытие класса и отправка вот таких вот ребят в неизвестность, а не проблема нравственности и её зависимость от каких-то наук. Если бы ребята просто написали обычное письмо, без всех этих рассуждений и эпитетов, директор бы наверняка его просто проигнорировала и тем более его бы не увидела общественность!
Александр Ф. Iriska
Просто происходит развал образования. Они вот пишут тут, что выбрали профиль в 8 классе. Выбрали ли бы они гуманитарный, если бы им сказали, что через год их попросят уйти? Нормальное, а тем более элитное учебное заведение должно нарасхват собирать умных ребят, а не выкидывать их! Зачем они вообще это делают? Кому класс мешает? Какая может быть вообще цель? Что у них, классных кабинетов не хватает что ли??? Смешно... и страшно за нашу систему и за гимназию.
Натульчик
Бедная наша гимназия! Просто целенаправленное уничтожение гимназии! Почти весь профессиональный педагогический состав уволился или ушел на пенсию. Набрали одних студентов пединститута, которые не хотят работать, а только читают с экрана презентации, скаченные с интернета и проводят тесты на различный интернет-платформах. Дебильный средний бал, округлённый до 0,75 не дает никакой мотивации учиться и стремиться к лучшему детям. Так как будешь иметь пять пятёрок и одну четверку, но с коэффициентом и уже можешь не стараться - выше четверки не поставят. За все шесть лет учебы моего ребёнка в этой гимназии, к сожалению, нам попались лишь несколько учителей, кто отдавался всей душой своей работе и кто действительно по своему призванию - учитель, остальные лишь случайные люди в этой профессии.
И за весь год, я так и не смогла попасть к директору, то она на самоизоляции, то карантин, то приема нет. Бесконечные переписки с заучем по электронному дневнику и так и не решённые проблемы. В общем, осталось одно название - гимназия! Очень жаль :(((
Андрей Стребков Натульчик
Они перестали соответствовать статусу гимназии и решили, чтоб как то хоть повысить планку, ввести это пресловутое округление с 0.75, скольким детям попортили жизнь. В других школах если дети учат ту же самую программу, то у них результаты будут "лучше", чем в салаховке, так как гимназистов искусствено их фактически занижают. Простейший пример. Оценки у ребёнка - 5,5,5,4,5,4 - средняя получается 4.67 и ребёнку ставят 4! Это притом, что пятерок у него в 2 оаза больше чем четверок... и правильно выше писали, что дисциплина в гимназии уже почти отсутствует. Теперь вот убирают целый профиль. Скоро будет обычная СОШ. Хотя в физико-математической части у гмназии и есть достижения. Жаль гимназию...
Iriska Натульчик
"нам попались лишь несколько учителей, кто отдавался всей душой своей работе и кто действительно по своему призванию - учитель" - эх... Знать бы их имена!.. Хороших учителей ведь днём с огнём в Сургуте... Я хорошего математика в Брянске нашла. Учимся в zoom летом.
sergey_sur Iriska
А сколько хороших учителей-гуманитариев теперь уйдут? Представьте, как сократится преподавание их предметов.
Iriska sergey_sur
знать бы КУДА они уйдут? Какая разница где учиться, лишь бы учили.
Dochimacho Iriska
Да, в я Сургуте нет добротного среднего образования. Ни в 80-е, ни в 90-е, ни сегодня. Отдельные звёздочки-учителя были всегда, конечно. Но я говорю о системе. Поэтому меня родители в свое время отправили получать школьное образование к дедам, на Урал. За что я им и благодарна. В Сургуте учиться негде было.
Рита Бикеева (Кашапова)
Как выпускница технического направления салаховской гимназии 1995 г., добавлю, что наряду с точными науками, нас научили рассуждать на таких предметах, как философия, психология, религиоведение, культурология, иностранный язык. Не от того ли все мои однокашники-технари стали успешными, что гимназия не превратила нас в сухарей, а дала лучшее образование, о котором могут только мечтать родители для своих детей? Гуманитарному образованию быть! Всегда и везде! А в Салаховке - тем более!!!
sergey_sur Рита Бикеева (Кашапова)
Уважаемые читатели! Поступила информация, что вопрос, возникший с 9Г классом решён! В гимназию, как оказалось (стало известно количество поданых заявлений), на гум.профиль в 10-й класс набирается максимум 12 человек. Поэтому открывают третий, социально-экономический (мультипрофильный) класс, где совместят гумов с физматами. При этом в рамках класса гумы будут учиться по своему расписанию, а технари по своему, переводческих пересекаясь на общих базовых уроках (химия, биология, физкультура и т.д.) Гумы на соц-экономе будут по-прежнему углублённо изучать гуманитарные науки - историю, английский, обществознание, право и экономику. Также будет больше часов литературы, чем у технарей. Фактически гуманитариев сохранили. Дети и родители таким решением довольны, вопрос решён. Часы по английскому и социальным наукам даже увеличили в два раза. Решение было принято ещё в начале июня, стало известно сейчас.
Швондер.
Правильно. Разогнать совсем этот рассадник так называемого образования. Переделать в церковно-приходскую школу с углубленным изучением патриотизма и соединить с сибирским легионом силивончика
Iriska sergey_sur
С начала июня 18 дней прошло, но стало известно только сейчас. В "салаховку" в 10 гуманитарный класс набирается всего 12 человек? Так киньте клич по школам, что вам нужны гуманитарии, неужто желающих на полноценный профильный класс не наберётся? Мультипрофиль - это временный компромисс специально для 9 Г. А для остальных учащихся, классами младше, перспектива обучения именно в гуманитарном классе сохраняется? Набор в гуманитарный класс будет? Или это станет известно 20 сентября?
Рита Бикеева (Кашапова) sergey_sur
Согласна с предыдущим оратором, что гораздо лучше сформировать полноценный класс одного направления. Преподаю сейчас сама в соц-эконом классах, в которые набирают учащихся из разряда "неопределившихся". Вместо целенаправленной профориентации в таких классах возникают большие проблемы с целеполаганием. А это самое главное, ведь нынешнее поколение, как известно, считается не "почемучками", а "зачемучками". Наши дети усваивают только те знания, которые понимают, как применить.
sergey_sur Iriska
Нет, профильное обучение в гимназии начинается с 5 класса. При этом 5-й гуманитарный уже не набирают, хотя желающих вроде достаточно...
Будулай Алмазов
Это так мило- выдергивать лучших учителей для самых талантливых детей. Ну или считающихся таковыми. А остальным детям- оставшихся учителей, которым теперь и равняться, и перенимать опыт не у кого, ну и несколько одноклассников, просто плохо понимающих, что учитель говорит. И что характерно, закон не нарушен- все учатся за бюджетный счет. Только у одних жемчуг мелкий, а у других суп жидкий. А не заняться-ли юным писателям самообразованием. У Горького вот получилось при лучине, а у них интернет к услугам. Мой ребенок, на сегодняшний день, гораздо больше получает знаний от образовательных платформ в и-нете, чем от простой сургутской школы.
Alkonowa1ow
Для разрешения этого затянувшегося противостояния «физиков» и «лириков» в гимназии-лаборатории Салахова нужно вернуться к истокам нашего дореволюционного среднего образования. В дореволюционной России среднее образование получали как известно или в гимназии, или в реальном училище. В чем разница между ними?
Реальным училищем называлось среднее учебное заведение, в котором в отличие от гимназии не преподавали древних языков: латинского и греческого (вместо них - французский и немецкий). Предполагалось, что гимназия готовит будущих медиков, педагогов и юристов, в то время как реальное училище выпускало будущих инженеров, строителей и технологов.
Советское среднее образование отошло от этой узкой специализации в обучении детей и готовило выпускников широкого профиля. И это было правильно. Даже в средних ПТУ ГОТОВИЛИ НЕ РЕМЕСЛЕННИКОВ, А ШИРОКО ОБРАЗОВАННЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ. Кстати, там изучали и литературу, и историю, и даже эстетику.
Реформа средней школы в 90-х вернула в среднее образование понятие гимназии. Но это уже была не классическая дореволюционная гимназия, а нечто другое. И сегодня нужно понять, что такое есть сегодня современная гимназия. По моему мнению: это соединёние классическая дореволюционной гимназия и реального училища. И процесс идущий в гимназии-лаборатории Салахова похоже напоминает, что гимназия плавно дрейфует в реальное училище. Хорошо это или плохо?. Не знаю. Вообще-то я сторонник Советского среднего образования. Там хоть ученики книжки читали. То есть им прививали работу с книгой. Как известно, «КНИГА-ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ». Можно учится на гуманитарном потоке, можно учится на естественном потоке, но кабинетные занятия дает лишь направление получения знаний, а углубленные знания получаются в результате самостоятельной работы с источниками. Неважно в каком виде эти источники: в бумажном или в электроном. Самостоятельная работа вне учебного заведения это залог глубоких и фундаментальных ( не поверхностных, которые требует сдача ЕГЭ или ОГЭ) знаний. Если в голове у учащегося пусто, то на ЕГЭ он решение угадывает. А если есть глубокие базовые знания, то учащийся анализирует варианты и находит правильное решение. Ну, это все азбучные истины. Поэтому я за всесторонне образование в современной школе. И за гуманитарное и политехническое одновременно. И раняя специализация детей в этом плане мне кажется ни к чему. Они и сами то не знают что привлекает их сегодня. Даже после гимназии не факт, что гуманитарии пойдут именно в гуманитарный ВУЗ. Куда пойти после школы? Порой это метод проб и ошибок. К сожалению, многие окончившее ВУЗ ОШИБАЮТСЯ В СВОЁМ ВЫБОРЕ И ЗНАНИЯ ПОЛУЧЕННЫЕ В ВУЗЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫМИ. Поэтому ранняя специализация детей в гимназиях не только не нужна, более того она вредна для всестороннего развития личности.
Показать все комментарии (48)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​В Сургуте, Нижневартовске и Мегионе умерли ковид-пациенты 1448
  2. В Сургуте директора УК осудили за использование нелицензионной программы 1345
  3. Югорчанка пожаловалась в прямом эфире на здоровье отца: на следующий день его прооперировали 1283
  4. ​Для ковид-больных в Нижневартовске открывают резервные помещения 1278
  5. Сургутянка выпрыгнула из окна второго этажа, спасаясь от пьяного сожителя 1228
  6. ​17-летней сургутянке удалили огромную опухоль 1200
  7. ​Из сургутских трехлистников сделают арт-объекты 1155
  8. ​Газонная реформа: в Сургуте позеленеют улицы 1035
  9. ​Суд закрыл: «Детский мир» в Лангепасе не прошел ковид-проверку 970
  10. ​Теперь официально – Сургутский мост носит имя создателя 939
  1. ​Прилетел! В аэропорту Нижневартовска встретили олимпийского чемпиона // ФОТО 5215
  2. Экс-сотрудник ДПС получил 45 взяток и предстанет перед судом 4751
  3. ​Подожгла из хулиганства: югорчанку обвинили в уничтожении многоквартирника 4578
  4. В Нефтеюганске собака провалилась в открытый люк: ее доставала бригада слесарей 4201
  5. Три автомобиля столкнулись в Нижневартовске: один водитель госпитализирован 4174
  6. ​Сургутский суд вынес решение по делу экс-главы Сургута к прокуратуре и Минфину 4042
  7. ​Неудачно повернул: пожилой вартовчанин спровоцировал серьезное ДТП 4035
  8. ​Вартовчанин сбывал поддельные ПЦР-тесты и заработал «уголовку» 3958
  9. Югорчанин подделал 40 ПЦР-тестов для своих работников 3865
  10. ​Новая волна ковида пугает медиков агрессивностью 3812
  1. ​Один из 112: главный врач Югры рассказал о последствиях вакцинации от ковида 26553
  2. ​Плывем: как Нижневартовск справляется с сильнейшим летним ливнем // ВИДЕО 11886
  3. ​Я/МЫ – Валерия Башкирова 10826
  4. ​Ухнул в яму: автобус с пассажирами в Сургуте провалился на повороте 10760
  5. ​Актив подследственного югорского олигарха выставлен на продажу 10205
  6. ​Состояние бодрое, сознание ясное: в Нефтеюганске член партии ЛДПР продолжает голодовку 10152
  7. ​Срочно! В Югре объявили новые коронавирусные ограничения 8807
  8. У двух годовалых детей в Нижневартовске выявили COVID-19 8474
  9. ​В Югре будут судить банду вымогателей, действовавшую под прикрытием борьбы с наркотиками 8423
  10. ​Ольга Васильева прекратила голодовку и карьеру в ЛДПР 7961