16+
Больше новостей
Больше опросов

Художники и чиновники. Что произошло в СМДТ?

События вокруг СМДТ – это предмет для спекуляций, сплетен и слухов

Художники и чиновники. Что произошло в СМДТ?

Многие мои друзья по ФБ знают или, наверняка, наслышаны о скандале, который разразился в Югре, где руководство департамента культуры регионального Правительства сместило с должности директора Сургутского музыкально-драматического театра его создателя и многолетнего лидера, заслуженного театрального деятеля Тамару Никифоровну Лычкатую. Сделано это было крайне грубо по форме: приказу об увольнении предшествовало «маски-шоу» с участием ОМОНа, который по поручению следователя, проводящего доследственную проверку заявления о якобы вымогавшейся взятке одним из сотрудников театра, произвёл обыски в здании театра и квартирах Т.Н. Лычкатой и Александра Лычкатого (того самого сотрудника).

Событие освещалось в СМИ, соцсетях и телеграм-каналах и вызвало большой общественный резонанс. Губернатор Югры Н.В. Комарова дистанцировалась от этой истории, никак её не комментируя, хотя её подчинённые - заместитель губернатора Ю.А. Южаков и директор департамента А.А. Латыпов в разговорах со мной недвусмысленно дали понять, что решение об увольнении Т.Н. Лычкатой принято первым лицом округа. Странно всё это. Наталья Владимировна не посчитала нужным встретиться с главным театральным деятелем Югры, как-то объяснить ей своё решение и, возможно, предложить какие-то варианты трудоустройства, продолжения творческой деятельности в ином статусе и качестве. Словно Лычкатая уже признана преступником и нерукопожатной персоной, с которой нежелательно встречаться и тем более что-то обсуждать.

Я изложу свою позицию по отношению к данной ситуации, но прежде позволю себе немного потеоретизировать о взаимоотношениях чиновников и художников в государственной сфере культуры, так как пример увольнения директора СМДТ - это не рядовой случай, а иллюстрация сбоя, постоянно повторяющейся системной ошибки в нашем государственном управлении. Суть этой ошибки - непризнание бюрократическим аппаратом права гражданина, руководителя, специалиста, работающего в бюджетной сфере, на собственную точку зрения, права на профессиональную дискуссию с вышестоящим руководством. И это происходит на фоне многократно повторяющихся призывов Главы государства к построению гражданского общества, уважительному диалогу власти и граждан.

По факту получается, что если вдруг ты возымел дерзость иметь собственное мнение и публично его высказывать, при этом находясь на государственной или муниципальной службе, то начальство, считающее себя олицетворением Системы, объявляет тебя смутьяном и врагом государства, и пользуясь правом управления бюрократичной машиной, перемалывает тебя в её жерновах. Публично, безжалостно, чтобы другим неповадно было. Это прискорбно, друзья. Это на корню убивает дух пассионарности в наших людях, желание чему-либо возражать и что-либо предлагать. Если так и дальше пойдёт, население никогда не станет гражданами. Но вернёмся к конкретной истории и порассуждаем об отношениях чиновников и художников в России.

О возможности управления культурой ведутся долгие и подчас непримиримые споры между двумя сторонами, которые в тех или иных вариантах существуют почти во всяком обществе. На одной стороне выступают преимущественно сами деятели культуры, постоянно отвергающие «вмешательство» государства или каких-то «посторонних» институтов в такое «творческое и тонкое дело», как культурное созидание.

Борьба против всякого рода бюрократических и идейных ограничений за свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступ широких слоёв населения к продуктам художественного и интеллектуального творчества – постоянный факт истории культуры.

В отечественной практике диктатом мы нередко встречаемся с диктатом государственных кураторов культурной сферы. Во главу отношений чиновников и руководителей учреждений культуры и искусства сегодня ставится незатейливая формула, присущая деловому, капиталистическому сообществу: «кто учредитель, кто платит, тот и музыку заказывает». Однако в культуре этот способ взаимоотношений не жизнеспособен. Если ему слепо следовать, то храмы культуры и искусства превратятся либо в центры реализации политических установок органов власти, как это было при Коммунистическом режиме и Советской власти, либо начнут удовлетворять низкокультурные запросы публики, производя шоу, перформансы и иные развлекательные продукты, способные шокировать, эпатировать и провоцировать людей, собирая тем самым полные залы. Подобную историю мы наблюдали в литературе, кино, музыке и театральном искусстве в 90-х года и понимаем, какой урон морально-нравственному здоровью нашего общества она принесла. Безусловно, субординация как подчинение единому началу должна быть: между столичным центром и периферией, центрами различных профилей и филиалами, и т.д. Без координации, как согласования действий участников, не может быть налажено никакое искусство, требующее слаженных действий многих исполнителей. Ключевое слово здесь – координация, то есть согласование, наличие взаимоуважительного диалога между чиновниками и мастерами искусства. В культурной сфере нельзя управлять безапелляционными директивами, необсуждаемыми указаниями и приказами, прежде всего, управленцам здесь нужно научиться искусству РАЗГОВАРИВАТЬ с людьми. Как нигде в другой сфере, в культуре идеально должны работать ИНСТИТУТЫ – координационные и экспертные советы, коллегии, собрания, панельные дискуссии, включающие в состав участников обсуждения государственного заказа не только представителей заказчика и исполнителей в лице руководителей учреждений культуры, но и общественных и профессиональных экспертов, тех, кому предстоит потреблять плоды будущего творчества, тех, кто глубоко знает социальные настроения в обществе, тех, кто может судить о предмете обсуждения профессионально. К сожалению, в последние годы налаженный ранее диалог между администраторами-культуртрегерами и творческой интеллигенцией постепенно превратился в монолог первых, а точнее сказать – в одностороннюю директивную коммуникацию.

Руководителей учреждений культуры и искусства, с многолетним творческим и управленческим опытом, выносивших, родивших и вырастивших свои культурные детища, часто обвиняют в высокомерии и даже дерзости по отношению к молодым управленцам из Правительства региона, которые курируют культурную отрасль. Это искусственно придуманный миф. Нет никакого высокомерия и пренебрежения. Есть естественное желание разговаривать с коллегами-чиновниками на одном языке – не «птичьем», бюрократическом, а на языке Пушкина и Толстого, ясно и чётко выражая свои мысли и внимая мнениям собеседников. Что для этого необходимо? Прежде всего – соответствовать уровню менеджера, формирующего и предлагающего культурную политику на вверенной ему территории. Этому нужно старательно учиться, не стесняться, спрашивать, интересоваться различными нюансами культурной жизни, много смотреть, читать, слушать. Размышлять, наконец. Чего-то не знать – не стыдно. Стыдно – не знать и не признаваться себе в этом. Стремление молодых чиновников систематически пополнять свой багаж знаний и практик, неподдельный интерес к различным деталям в искусстве, к опыту творцов, у любого заслуженного деятеля культуры, если он высококультурный и нравственный человек, могут вызвать только уважение, симпатию и искреннее желание помогать в реализации культурной политики. Разговор же с позиции занимаемой должности, «через губу», постоянные отказы в личных встречах, ссылки на вечную занятость, чванство и лицемерие у интеллигентного человека могут вызвать только чувство брезгливости и разочарования. Без взаимного уважения партнёров в культуре и искусстве вообще ничего не работает, либо за качественный результат выдаются симулякры, искусственные и бесполезные мероприятия. Кратко, на французский манер это называется ИМБУРДЕ – имитация бурной деятельности.

Одно из распространённых закулисных обвинений, выдвигаемых ветеранам-руководителям в культурной сфере устами культуртрегеров – деспотизм и самоуправство, мол, захватили государственные здания, фактически их приватизировали, установили свои порядки, обеспечили работой друзей и родственников, и на средства государственного бюджета устроили синекуру для своих приближённых, а молодым и талантливым не дают дорогу, «ставят палки» их карьерному росту и так далее. Эту глупость не хочется даже комментировать из-за её полной абсурдности. Артисты и менеджеры, вышедшие из стен того же Сургутского музыкально-драматического театра, и работающие сейчас в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени других мегаполисов России, составляют бесценную славу местной театральной школе за пределами Югры и всегда охотно сотрудничают с СМДТ в различных проектах. Что касается методов управления внутри творческих коллективов, часто можно встретить суждение, что культура в целом, а особенно - искусство, не терпит «командного стиля», так как свобода творчества - условие для истинного проявления таланта. Это не всегда обстоит именно подобным образом.

Хорошую иллюстрацию того, к чему может привести безграничная реализация этого принципа, ярко демонстрирует фильм Фредерика Феллини «Репетиция оркестра». В нём музыканты поднимают бунт против самоуправства своего дирижёра и начинают вести себя как им заблагорассудится. В результате слаженный оркестровый коллектив разваливается, вместо музыки звучит какофония, его участники теряют прежний благопристойной вид и превращаются в скопище неуправляемых бунтарей. Чем отличается мудрый руководитель от умного? Умный быстро решает проблемы, а мудрый их не создаёт. Поэтому и стиль управления внутри коллектива выбирается оптимальный, с учётом индивидуальных особенностей каждой творческой личности.

Теперь позволю себе прокомментировать последние события вокруг Сургутского музыкально-драматического театра, ставшие предметом для спекуляций, сплетен и слухов как на страницах некоторых интернет-изданий, так и в кулуарах. Мне сложно понять, чем руководствовались органы следствия, превращая проверку по ложному доносу недобросовестного предпринимателя, чья компания сделала некачественный ремонт в СМДТ и нанесла бюджетному учреждению тем самым ущерб на 2 миллиона рублей (театр выиграл суд по этому поводу), в спецоперацию силовиков с участием ОМОНа. Вызова на беседу со следователем сотрудника театра, ошельмованного в заявлении, вполне было бы достаточно для первого процессуального действия. Но это же эффект не тот! Кто из СМИ будет рассказывать о рядовом вызове к следователю (подобные вызовы ежедневно сотнями происходят в местных органах дознания). Поэтому я прослеживаю явную причинно-следственную связь между натянутыми отношениями экс-директора Т.Н. Лычкатой с директором департамента культуры Правительства Югры А.А. Латыповым и последними событиями. Не успели силовики покинуть квартиру Тамары Никифоровы и стены театра, сделав выемку документов, как на портале URA.RU, чья редакция, по моим сведениям, получает средства от Правительства Югры по договору об информационном обслуживании, друг за другом появляются три публикации подряд: о том, что ОМОН производит обыски в театре и в квартире его директора, родственник директора, он же - сотрудник театра обвиняется во взяточничестве, силовики изъяли много документов. Всё остальное должна была домыслить и дофантазировать публика, аудитория этого интернет-канала. И, как говорят в сельской местности – пошла брехня гулять по хутору! Каждый новый пересказ, видимо, обрастал дополнительными деталями, придуманными недоброжелателями Т.Н. Лычкатой или просто сплетниками.

Информационный вброс сделан, дальше молва разнесёт. И возникает анекдотичная ситуация, как в «Неоконченной пьесе» Алексея Апухтина: «То ли он шубу украл, то ли у него украли. Главное то, что он был замешан в гадком деле, une affaire de vol (юн афер де воль), а потому очень странно назначать его на такое видное место…».

Затем, как известно, последовало увольнение Тамары Никифоровы Лычкатой приказом директора департамента культуры Правительства Югры А.А. Латыповым на основе акта внеплановой проверки, которая якобы выявила факты о «действиях руководства СМДТ, носящих коррупциогенный характер». Возражения театра на акт чиновников не приняты (рассматривались ли вообще?), бюрократическая машина катком прошлась по заслуженному деятелю культуры, лишив его не только работы, «родного дома», любимого дела, но и права на защиту своей позиции в рамках правовых отношений между бюджетным учреждением культуры и его учредителем. А затем началась психологическая травля Тамары Никифоровы Лычкатой: ей запрещено работать в театре даже автором сценариев и режиссёром, репетировать и ставить её же спектакли, встречаться с актёрами труппы и т.д. Ну что сказать? Бог всё видит, и всё по его воле рано или поздно разрешится. Правда найдёт дорогу к свету, и многим активным и пассивным участникам этих событий спустя время будет стыдно смотреть в глаза Тамаре Никифорове, которая теперь намерена защищать свои права и репутацию в суде.

В заключение хочу сказать, что история с несправедливой по сути и скандальной по форме сменой руководителя Сургутского музыкально-драматического театра заставляет задаться старым философским вопросом: что первичнее – дух или материя? Я считаю, что культура тяжело, но способна выжить без каких-то государственных денег, а вот государственные вливания в сферу культуры в отсутствие этой самой культуры просто уйдут в песок. Ибо нельзя грязными и подлыми способами делать добро, нести свет. После этой истории хочу прямо спросить Губернатора Югры: с кем вы, Наталья Владимировна - с пассионариями и мастерами культуры или с производителями симулякров, изображающими бурную деятельность?



31 мая в 14:51, просмотров: 3057, комментариев: 15


Комментарии:
Ух ты! Сколько много слов. Напыщенных и раздутых. Ну давайте начнем с того, что Губернатор, в общем-то, и не должна встречаться с каждым уволенным сотрудником - хоть от культуры, хоть из прокуратуры. Во-вторых, вместо того, чтобы заниматься культурой и обновлением репертуара и улучшением постановок театра, Лычкатая начала вести войну со своим непосредственным начальником. Можете представить, если директор какого-нибудь Департамента станет писать в соцсетях - "Да задолбали меня этими проверками, сидят там наверху и бумажки пересылают только вместо работы"? Сложновато. Ибо есть понятие - субординация. И вежливость. А Лычкатая поймала "головокружение от успехов". Правда, не понятно от каких. Не надо гневно подпрыгивать и плевать в кормящую тебя руку. Как и в колодец. Нет, я не умаляю заслуг Лычкатой. Но в последние лет 5-8 они не особо заметны. И почему сие увольнение я считаю вполне закономерно и даже справедливо.
Сергей Б
Комментарий удален модератором, так как не по сути материала.
Сергей Б orancat
А начать можно с того что без одобрения губернатора Комаровой в Югре муха не пролетит.
Губский Александр orancat
Тамара Никифоровна Лычкатая - не "каждый сотрудник". Она особенная. Как Жозе Моуриньо в футбольном тренерском цехе. Она - главный тпатиаььный деятель в округе. Не на словах, а по делам. Критиаам СМДТ мтгу сказать одно: ни я, ни вы и втвсе не сделали никакого театра, ни плохого, ни хорошего, а она сделала. Свой, самобытный, ни на кого не похожий. А других драматических театров в Югре и нет сейчас. Ценить и лелеять надо то, что создано, ато, что родное, а не строить из себя гурманов театрального искусства, разбалованных в 90-х именитыми антрепризами и фестивальными гостями из столичных театров. Ваша позиция - это ваша позиция. Вы себе не позволяете спорить с начальством, считаете, что ему виднее. А я считаю, что если у тебя есть собственное мнение, основанное на знаниях и личном опыте, если ты убеждён в своей правоте и не хочешь идти наперекор своей совести, то можно и нужно спорить хоть с директором департамента, хоть с губернатором, хоть с Президентом. А иначе зачем жить тогда? Чтобы всю жизнь пресмыкаться перед сильными мира сего, при каждом шаге задаваться вопросом "как бы чего не вышло?" Свободные люди обладают свободной волей. Надо делать то, что должно и будь, что будет. Кажется, такой девиз висит на одном из стендов в фойе Сургутского музыкально-драматического театра.
Albert Leonov
Ляксандр, все хорошее, классическое было создано в советское время! Сколько картин, постановок, музыкальных произведений вошло в классику мировой культуры.. Как воспитывали молодежь в патриотическом , нравственно духе... Сейчас такого нет..
Конечно не театрал заядлый. Но видел выступления метров в живую в театре.. Видил как они играют, какие образы создают... Ульянова смотрел постановке на свежем воздухе в г Тара, Омской волости... То немногое что видел не идет в сравнение с тем что сейчас..
Видел небольшую труппу в Нефтянике они выступают .. Шикарно...
Присутствовал на местной постановке в театре .... Увы уровень не тот.
Мне в этой ситуации другое смущает: опустим внутренние разборки деятелей от культуры. Другое волнует: как люди цепляются за должность.. Если ты такой великий - то место под солнцем всегда найдешь.. Хороший режиссер, ровно как и руководитель - на вес золота. Он не цепляется за свое кресло, он цены себе знает..
А посему могу заключить: не все так однозначно с творческим потенциалом ... Трудно себе представить что бы Михаил Ульянов - держался за кресло худрука...
Местный
Ну всё. Ждём извинений от Натальи Владимировны и триумфального возвращения прежнего директора на должность
Губский Александр Albert Leonov
Алик, ну, ты же не такой старый, как некоторые завсегдатаи тут. Откуда столько занудства? Ты практически не был ни на одном спектакле, а делаешь далеко идущие выводы. Нельзя так. Надо писать о предметах, в которых хорошо разбираешься, а иначе все оценки и комментарии превращаются в обывательскую вкусовщину. Ты же - хороший юрист, в экономике волокёшь, прекрасно знаешь историю, и когда пишешь на эти темы - любо-дорого почитать. А искусство - штука хрупкая, эклектичная, ,амбивалентная, с ней бережно надо, деликатно. Как говорится, обидеть художника может каждый. Я написал статью о системной проблеме: чиновники нового времени ведут себя в узкопрофессиональных сферах, как слон в посудной лавке, думая, что их образование «манагеров» универсально и позволяет им эффективно управлять любой отраслью или организацией. А по факту - знаний, опыта и авторитета мало, а амбиций и апломба много. Поэтому, когда подведомственные авторитеты им слепо не подчиняются, аргументированно возражают, то эти горе—управленцы используют такие подлые приёмы, как с Т.Н.Лычкатой. Но Бог всё видит. Все подлецы рано или поздно заплатят за свои злодеяния. С ними всё ясно. А вот то, что в наше время много людей равнодушных, трусливых, завистливых и малодушных, это очень плохо. Искусство советской эпохи, о котором ты вспоминаешь с ностальгией, видимо, прошло мимо них. Членам потребительского общества глубоко наплевать на театр, они в него не ходят.. Они ходят на рынки и всякие моллы по выходным. И в этой истории их интересует только, кто и сколько у кого украл, кто чем богат, кто с кем спал и тому подобное. Их уже не изменить, пропащие люди. А вот молодым и юным нужно искусство, оно способно повлиять на их образование и воспитание. Поэтому Сургутский театр нужно защищать от некомпетентных и чванливых чиновников. Всем миром.
Комментарий удален модератором из-за нарушений правил сайта.
тоже мимо проходил Губский Александр
История знает много случаев, когда ты с культурой стараешься деликатно разговаривать, а культура (Лычкатая) тебя натурально на х посылает. Это, как его... диссонанс.
Кирилл З.
Очень много красивых слов и напыщеных фраз. Остался один вопрос: "А где суть?". Только не говорите, что там же в песочек. Фактов притеснения в постановках, в теартальной деятельности в статье нет от слова "совсем". Журналист, на сколько я понимаю, должен описывать ситуацию НЕПРЕДВЗЯТО и с ФАКТАМИ. "Плохая власть нас не слышит и лезет своими ручищами в тонкие материи!" - это лозунги. Повторюсь: "А где суть?" Разбор ситуации. С чего началось. Что конкретно и почему сказала Тамара Никифоровна? Как отреагировала власть (опять же - конкретно)? Про шок и эпатирование - это как раз про СМДТ (я так считаю), потому что постановка Гоголя, где все роли исполняют актрисы, на мой взгляд - эпотаж (и, наверняка, было бы шоком для самого Гоголя)! Так что эмоциональный захлёб "журналиста", написавшего эту статью, призывает не взглянуть на ситуацию с позиции фактов, отстранённо, дабы разобраться и не плодить "спекуляции, сплетни и слухи", а, на эмоциональной волне "переигрывания", подбирая высокопарные фразы, за которыми ничего не стоит, встряхнуть общественность, пустить пыль в глаза. Я никого не оправдываю и не стою на чьей-то стороне. Просто... Александр, ГДЕ СУТЬ?
хаски из Аляски
Комментарий удален модератором, так как не по сути материала.
Ыть хаски из Аляски
Комментарий удален модератором, так как не по сути материала.
Губский Александр Кирилл З.
Кирилл, вы кто такой, чтобы задавать мне вопросы в подобной безапелляционной форме? Гопник, фраер мурчащий? Оценки раздаете моим словам, учите. меня, дядю седого с 35-летним профессиональным стажем азам журналистики. Вы плохо образованы (судя по правописанию) и воспитаны? Или, как выражаются на улице, борзянка объелись? Пишите свои соображения, если они у вас есть, мои не комментируйте.
orancat Губский Александр
Вы путаете понятия "спорить" и "договариваться". Тут не клуб пьяных имажинистов, чтоб срываться на пену у рта и махать кулачками. То, что лично Вы считаете Лычкатую исключительным человеком, вовсе не означает ее явную неоспоримую исключительность. Вон, в Туркмении вся страна молится на исключительного самодура. А все остальной мир смеется над этим. Вы сколь угодно можете петь дифирамбы старой мастерице искусств, но всяк нормальный человек, который приходит в театр не ради "Ах, Тамарочка, сваяла и поставила", понимает, что запах затхлости и плесени уже не скрыть ничем. Ни псевдоостроумием Лычкатой, ни ее вычурными нарядами, ни отсутствием новых идей. Театр - живой организм. И для его спасения иногда необходимо удалить атавизм, сгнивший орган и прочие пролежни. Нужно!
orancat Губский Александр
35 лет стажа, а 90-е так и не выветрились из лексикона? Да-да, я и по фото это сужу. Собственно, Ваш комментарий (а по сути, плевки и брызги) в адрес Кирилла показывают, насколько культура и быдловатость могут спокойно уживаться в отдельно взятом индивидууме. "Кричал Сенька о правде, а сам шарил по чужим карманам" - вердикт, который актуален после всех Ваших излияний.
Комментарий удален модератором из-за нарушений правил сайта.
Кирилл З. Губский Александр
Александр, я, видимо вас задел, раз "...естественное желание разговаривать ... на языке Пушкина и Толстого, ясно и чётко выражая свои мысли и внимая мнениям собеседников." вы сразу забыли. Скатились на грубость и обзывалки. А вродебы солидный именитый человек. Всё что я сказал, это - моё мнение, на которое я имею полное право. А выкладывая своё творчество (вашу тсатью) в публичное пространство (коим и являются СМИ), будьте готовы к оценочному суждению других. Свё мнение, а так же право его высказывать (заметьте, БЕЗ ОСКОРБЛЕНИЙ!) имеет право каджый, иначе "Это на корню убивает дух пассионарности в наших людях, желание чему-либо возражать и что-либо предлагать. Если так и дальше пойдёт, население никогда не станет гражданами." А, читая ваши ответы на комментарии, становится всё яснее и яснее. Удачи.
Губский Александр Кирилл З.
Спасибо за мнение. Извините за резкость.
Мамаша Губский Александр
А других драматических театров в Югре и нет сейчас. - это не так. Театры в Югер есть, и неплохие
Например,"Гротеск" в нашем городе,
Показать все комментарии (20)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Умерла Нина Ургант 1523
  2. ​В Тюменской области изменились порядок и сроки использования QR-кодов 821
  3. ​Тем временем умирают люди 814
  4. За что боролись? 783
  5. Сургутские активисты «заблокировали» концерт Инстасамки 703
  6. Югорские коммунисты заподозрили «Корпорацию СТС» в захвате важных объектов Нижневартовска 608
  7. «Если весь мир не объединит усилия по вакцинации — пандемия коронавируса может продолжаться вечно» // ВИДЕО 572
  8. Накануне 15 югорчан скончались из-за COVID-19 562
  9. Пьяная вартовчанка ударила приятеля керамической кружкой – он получил закрытую ЧМТ 537
  10. Добровольцы и силовики Нефтеюганска до сих пор ищут пропавшего юношу 475
  1. Водитель кроссовера спровоцировал смертельное ДТП под Сургутом // ВИДЕО 5571
  2. ​В Нижневартовске подростки избили девочку, но во главу угла поставили «национальность конфликта» 4067
  3. ​Сергей Лагойда уходит из администрации Нефтеюганска 3684
  4. Юному вартовчанину с ДЦП врачи помогают вернуть возможность ходить 2874
  5. ​На крупном пожаре в жилом доме в Нефтеюганске пострадали люди 2733
  6. В тройном ДТП на трассе в Югре погибла женщина 2570
  7. ​Выходец из Сургута нашёл 600 млрд для строительства частной дороги в Китай 2451
  8. Родители девушки, погибшей в страшном ДТП под Сургутом, нуждаются в поддержке 2227
  9. Наталья Комарова потребовала доработать систему проверки QR-кодов для ТЦ 2156
  10. ​В Сургуте торжественно откроют новую скульптуру 2132
  1. ​В ДТП в Нефтеюганском районе погиб водитель легковушки 10201
  2. ​Жители Нефтеюганска смотрят на город и вспоминают о Ходорковском 9270
  3. В Нефтеюганске пьяный лихач на иномарке вылетел в кювет и перевернулся 8864
  4. В Сургуте после смерти медсестры больницы возбуждено уголовное дело 7672
  5. На югорской трассе иномарка столкнулась с «КАМАЗом»: один человек погиб 7570
  6. ​В четырех муниципалитетах Югры введен режим самоизоляции для непривитых граждан 7353
  7. ​Из-за самолечения жители Нижневартовска чаще попадают госпиталь 6012
  8. ​Вартовчане сняли на видео даму с котомками и сворой бездомных псов: «И это у детского сада!» 5896
  9. ​Зрелище не для слабонервных: югорский врач показал последствия ковида 5655
  10. Водитель кроссовера спровоцировал смертельное ДТП под Сургутом // ВИДЕО 5571